Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
В чем не упрекнешь новую украинскую исполнительную власть, так это в недостатке благих намерений. Они касаются и пенсионного обеспечения, и возврата в государственную и коммунальную собственность земель, незаконно "прихватизированных" высокопоставленными чиновниками, и борьбы с коррупцией, и, что очень важно, реприватизацией многих крупнейших предприятий.
При этом как бы между прочим, как нечто незначительное в средствах массовой информации проскальзывают официальные сообщения о том, что дела в экономике, финансовой сфере страны идут, мягко говоря, не лучшим образом. Например, резко сократились денежные поступления в бюджет. Недобор составляет примерно 1,5 млрд, гривен. Хотя президент Виктор Ющенко после своего избрания на высокий пост заявлял, что только вывод из тени значительной части экономики позволит привлечь в государственную казну до 25 млрд. гривен. Часть этих средств, до 10 млрд., будет положена в резерв, а остальные — отданы народу. Следовало понимать, что пойдут они на увеличение пенсий, стипендий, субсидий, всевозможных доплат.
Только очень уж тяжело даются бюджетные деньги, тем более те, которые должны хлынуть широким потоком из теневого, ранее не облагавшегося налогом, бизнеса. На долю скрытого от глаз людских сектора, по оценкам экспертов, приходится более половины всей экономики страны. Сюда попали многие из незаконно приватизированных объектов.
Кто же будет отрицать, что смена собственности на сотнях и тысячах заводов, фабрик, объединений у нас прошла противозаконно, безнравственно, бесчеловечно. И можно понять негодование, высказываемое по этому поводу нынешними высшими должностными лицами государства. Одни предприятия ушли за бесценок в частные руки, другие — и вовсе бесплатно. Госбюджет недополучил колоссальные средства в результате такой "денежной" приватизации. Странным образом оказались в частных руках, например, бывшее объединение "Крымхлеб", ряд здравниц, расположенных на побережье полуострова, сельхозпредприятий. Если по закону, да и по совести, конечно же, надо пересматривать итоги такого беспредела и заставлять удачливых ловкачей, обманувших государство, трудовые коллективы, доплатить недоданные суммы. Но как это сделать, по каким критериям включать предприятия в черный список с последующим выставлением их на новые торги? Ведь таких объектов наберется несколько тысяч. Премьер-министр страны Юлия Тимошенко уже заявила на днях, что будут рассматриваться обстоятельства приватизации трех тысяч украинских предприятий.
И президент, и руководители правительства, кажется, все же несколько уменьшили свой ре-приватизационный пыл. Заявляют, что вопросы судьбы спорных предприятий должны решаться в правовом поле, то есть в судах. При таком повороте событий украинские суды в течение нескольких лет будут завалены приватизационными делами. В подвешенном состоянии окажутся сами предприятия, от них отвернутся инвесторы. И страна испытает на себе все "прелести" затухания деловой активности. Будут поставлены под сомнение профессионализм, компетентность новых руководителей министерств, ведомств, да и самого правительства.
Да, справедливость в реформировании собственности должна восторжествовать. Но наводить порядок следовало бы более быстро, оперативно, не допуская передела собственности в пользу финансово-промышленных групп, олигархов, приближенных к новой власти.
Вчера мы поинтересовались у председателя Фонда имущества Крыма Юрия Шимина, составлялся ли в нашей республике список предприятий, приватизация которых может быть оспорена, в том числе в суде. Оказывается, у нас никто не занимался этим делом, из Киева никто не запрашивал каких-то сведений на этот счет. А следовало бы поинтересоваться мнением крымских властей на проблемы приватизации. Тем более что и Верховный Совет республики, и Совет министров не раз задавали недоуменные вопросы по поводу разгосударствления расположенных в Крыму объектов госсобственности.
Работа по приватизации различных объектов в нашей автономии приостановлена, как и в целом на Украине. Приходится ждать, пока в Киеве разберутся в этих делах, конкретизируют планы, которые должны быть выполнены в текущем году. За год поступления от крымской приватизации должны составить до 28 млн. гривен. И если затянется период нынешней неопределенности, то этот план может быть и не выполнен. Кроме того, уже сейчас наблюдается снижение инвестиционной активности на предприятиях республики как раз по причине смелых заявлений украинского руководства о наведении порядка в сфере бывшей госсобственности, которая перешла в частные руки. Надо, чтобы в этом отношении поменьше было слов, а побольше дела.
В Крыму зачастую применяется схема приватизации предприятий, доведенных до степени банкротства. Навешал на какой-либо завод долгов, развалил производственные процессы, разогнал наполовину трудовой коллектив... И как бы сама логика велит подвергать такое предприятие процедуре банкротства, а затем можно купить его за бесценок через подставных лиц. Председатель Совмина республики Сергей Куницын на днях заявил, что в стадии банкротства находится более 300 государственных предприятий. За их развал никто не несет ответственности — ни арбитражные управляющие, ни суды, ни руководители регионов. Особенно много таких объектов в сельском хозяйстве. И никто не знает, как воспротивиться развалу этих предприятий. Молчит по этому поводу и украинскоеруководство. Между тем все это не менее важно и интересно, чем выяснение ситуации на объектах, уже успевших уйти в частные руки.
Иван ДЬЯКОВ.