Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Полуостров" N 4 (106), 28 января – 3 февраля 2005 года

Игры с бронзовыми куклами

Станислав Потоцкий

Мы вынуждены снова и снова возвращаться к теме попыток неосталинистов осквернить крымскую землю истуканом своего божества. Впору уже учредить рубрику "Сталинизм возвращается". Что ж, сделаем и это, но тему не оставим до тех пор, пока она не будет исчерпана до дна.

Итак, два новых документа, материалы по делу о возвращении сталинизма.

Первый — заявление пресс-службы Совмина от 21 января под заголовком "Вокруг установки памятника "большой тройке" разрастаются домыслы". Приводим текст полностью:

"Верховный Совет и Совет министров Крыма не принимали каких-либо решений, касающихся установки памятника лидерам стран антигитлеровской коалиции. В утвержденном правительством автономии плане памятных мероприятий, посвященных 60-летию Ялтинской конференции, нет, и никогда не было пункта о намерении поставить такой памятник в Ливадийском дворце или где бы то ни было на территории Крыма. Общегосударственные мероприятия, приуроченные к юбилею Ялтинской конференции, регламентируются решениями Кабинета Министров Украины, а также межгосударственными договоренностями Украины. Таким образом, утверждения о том, что "власти Крыма планируют установить памятник Сталину" являются не более чем домыслом и желанием заработать политический капитал" — заявляет Совмин устами пресс-службы.

Это очень хорошо. Правда, в ноябре прошлого года та же самая пресс-служба сообщала совершенно иное:

"6 феврале будущего года в Крыму пройдут торжественные мероприятия, посвященные 60-летию Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года. Одним из центральных событий предстоящих торжеств станет открытие в Ливадии памятника главам государств, принимавших участие в Крымской (Ялтинской) конференции — Иосифу Сталину, Уинстону Черчиллю и Франклину Рузвельту... Как сообщил вице-премьер крымского правительства Владимир Казарин, этот памятник станет первым памятником Иосифу Сталину со времен развенчания "культа личности" на всем постсоветском пространстве".

Как известно, идея об установке в Крыму сталинского идола вызвала возмущение среди многонациональной общественности полуострова. Каждая нация может предъявить новоявленным сталинистам длинный список невинных жертв сталинских палачей, а крымскотатарский народ присоединит к этому списку еще и свою поголовную перепись.

Когда возмущение выплеснулось на страницы газет — в ответ с того же адреса зазвучали угрозы судебного преследования в адрес изданий, которые якобы вызвали эту "волну недовольства".

Теперь, прочтя заявление от 21 января, можно было бы полагать, что власть приняла во внимание неблагоприятный общественный резонанс "проекта" и отменила его.

Но нет! Ничего подобного! Перейдем ко второму свежему документу — открытому письму зампреда Совмина Казарина народному депутату Чубарову. Среди многих прочих слов Казарин говорит: "в Крыму планируют установить памятник не И. Сталину, а Большой Тройке — лидерам великих держав антигитлеровской коалиции". То есть всё-таки планируют, и всё-таки Сталину, среди прочих. Далее мы узнаем, что памятник не только планируют установить, но уже и слепили: "памятник отлит не из какого-то металла, а из бронзы, и не на загадочном "курском заводе", а в Санкт-Петербурге на прославленном комбинате художественного литья".

Казарин — это власти Крыма? Конечно власти, за это ему жалованье платят. Говорит ли Казарин о планах установить памятник Сталину? Говорит, и еще как. Читайте выше.

Возникает совершенно логичный вопрос к правительству Крыма: так кто же, наконец, выражает мнение крымских властей? Пресс-служба или Казарин? Создается впечатление, что тут действуют две противоречащие друг другу фракции: одна объявляет все подобные высказывания "домыслами", а вторая тем временем публично вещает о планах строительства. Словом, кто врет?

Ответ весьма неожиданный: никто не врет. Обратите внимание, что Казарин ни словом не упоминает свое правительство. Просто: "в Крыму планируют". Без конкретизации. А пресс-служба, в свою очередь, говорит об отсутствии сталинизаторских планов только лишь в одном "утвержденном правительством автономии плане памятных мероприятий, посвященных 60-летию Ялтинской конференции".

Для того, чтобы идол встал в Ливадии, соответствующая строка в планах Совмина вовсе не обязательна. И поэтому планы по увековечиванию вурдалака могут и не иметь формальной связи с правительственными программами. Тем более, что работы ведутся на иностранные деньги. А выражать официальными устами поддержку неофициальной инициативы по сталинизации Крыма — это вовсе не "домыслы" и даже не "заработок политического капитала".

Да, это не домыслы. Это называется несколько иначе. И данное неудобоназываемое явление, без малейших сомнений, будет эффективно вычищено из политической жизни страны в самое ближайшее время.

Игры сталинистов в бронзовые куклы приносят свои плоды, которые рискуют стать еще более обильными. Они уже вызвали "волну возмущения" среди общественности. Они уже привели к тому, что светлейшее имя крымских властей не раз и не два упоминалось в СМИ в непристойной связи с возвращением сталинизма. Они могут явиться достаточным поводом к ненужной властям Крыма напряженности и людным манифестациям — ведь смешно представить, что кто-то приедет устанавливать истукан палача в Ливадию, и ни одна живая душа в Крыму не окажет этому сопротивления. Словом, игрушки дороговато обходятся общественному спокойствию в автономии и авторитету ее властей (и, видимо, уже обошлись, раз Совмин вынужден делать подобные заявления)."

Итак, все полюбовались поразительной противоречивостью высказываний крымских властей. Раскрыв этот любопытнейший контраст, оставим тему внутренних противоречий Совмина — пусть самостоятельно решают, кто у них выражает государственную позицию, а кто мечтает вслух.

Оставим мы и тему "зарабатывания политического капитала". Тут и без комментариев видно, что неуклюжая попытка заработать на возрождении сталинизма превратилась для любителей подобных заработков в крупнейший политический конфуз: провал и позор неминуемо обеспечены при любом повороте событий.

А вот чего не следует оставлять — так это общественного наблюдения за ситуацией, писем и обращений к властям, а также протестов в средствах массовой информации.

Если планов установки идола нет в канцелярии правительства — это не значит, что их нет вообще. И потому успокаиваться следует не раньше, чем прозвучит четко сформулированная позиция власти. Например, такая: с учетом неоднозначного общественного резонанса и в связи с обращениями граждан памятник Ялтинской конференции будет создан без портретного изображения Сталина.

Пусть великий гений Церетели постарается выразить идею подвига трех союзных держав иными образами и аллегориями. Помимо физиономии Джугашвили, для этого подвига существует множество других символов. Церетели, как гению, всё под силу. А если уже не под силу — значит, следует искать мастеров с более широкими горизонтами творческого мышления.

Будем ожидать, что власти Крыма, наконец, определятся с иерархией своих мнений. И будем надеяться, что если вдруг однажды к Ливадии тайно от властей подкатит частный автокран для неформальной установки неофициального истукана, правительство решит проблему самостоятельно, без досадного вытаптывания зеленых ливадийских газонов возмущенными массами людей.