Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
Вообще-то статьи на профессиональную тему более уместны в соответствующих журналистских изданиях — вас, уважаемые читатели, мы стараемся не утомлять подобного рода цеховой саморефлексией. Но недавняя история с концептуальной акцией "Антирейтинг СМИ Крыма "Гадкий желтый утенок", на наш взгляд, заслуживает читательского внимания по одной причине — это дитя оранжевой революции. Что характерно, недоношенное…
Подобные акции — явление периодическое, обусловленное не то гормональными процессами, не то лунными фазами или же сезонным обострением комплекса неполноценности. На жизнерадостном, упитанном теле крымской журналистики они выскакивают в виде противных прыщей: непонятные рейтинговые голосования в непонятном журналистском кафе, "победители" в разжигании межнациональной розни, конкурс на лучший "сливной бачок" — чего
Вот и сейчас, 11 января, малость отдохнувшим от ежедневных революционных выбросов адреналина журналистам объявили об очередном поучительном мероприятии: среди нас должны были выбрать "Гадкого желтого утенка", точнее, трех, в номинациях: общественно-политические газеты, телеканалы и информагентства. Цель акции впечатляла набором убедительных слов — "содействие получению крымскими читателями более качественной информации во время выборов и повышению профессиональных стандартов журналистики в Крыму". По замыслу организаторов, "утиное" клеймо должно ставиться масс-медиа, "которые во время президентских выборов использовали грязные манипуля-тивные технологии и наиболее сильно злоупотребляли доверием читателей и зрителей". Организаторами данного оздоровительного мероприятия выступили некто Андрей Иванец, редактор некой газеты "Наш Крым", не менее "широко известный" в журналистских кругах Александр Юрьев, замдиректора Черноморского благотворительного фонда и почему-то врач, да еще и психотерапевт, Азер Оруджев. Оценивать степень нашего "злоупотребления" вашим доверием должны были эксперты — юристы, политологи и журналисты. Организаторы клятвенно уверяли, что свою акцию они не согласовывали ни с какой политической силой, во что верилось с ба-а-льшим трудом. "Утиная" история началась с пресс-конференции Иванца, новостишка облетела информагентства, а затем нарисовался скандал. Между прочим, выяснилось, что из 17 заявленных организаторами экспертов добрая половина вообще не подозревала о своем участии в акции, потом оказалось, что 10 из 17 наотрез отказались делать экспертизу. В списке экспертов, к своему немалому удивлению, очутился руководитель Информационно-аналитического центра Крымского рескома СДПУ(о) Борис Васильев. Социал-демократы поспешили объясниться и 13 января устроили пресс-конференцию. К ним присоединились и возмущенные крымские журналисты — среди прочих главный редактор агентства "Новый Регион — Крым" Алексей Неживой и представитель агентства "Укринформ" Сергей Павлив. Не успели потенциальные "утята" поздороваться друг с другом и покурить, как появился неприглашенный, но явно возбужденный неожиданным обилием внимания к своей персоне Андрей Иванец.
Вы спросите, почему это вдруг два десятка журналистов выделили полтора часа своего бесценного времени на общение с мало кому известным журналистом? Почему обнародовали и подписали заявление, в котором посчитали антирейтинг началом гонений на неоранжевые СМИ, "охотой на ведьм" и "выявлением
Да потому что оранжевые революционеры полтора месяца делали из половины населения Украины полных, извините, придурков, усиленно клея жителям Востока клеймо темных и забитых шахтеров, которых нужно немедленно просветить, спасти от президента-уголовника. Теперь вот принялись промывать мозги журналистам. В народе говорят, что на воре и шапка горит, в психологии такое поведение называется проекцией — когда качества, присущие индивиду, но непринимаемые и отрицаемые им, приписываются окружающим. Обвиняя в использовании грязных манипулятивных технологий крымских журналистов, Иванец действует именно по этой схеме. Да и вообще, лучшая защита — это нападение. А говорить о том, что крымчан обделили объективной информацией — наглость и откровенное вранье. Помилуйте, у крымчан был самый что ни на есть демократический выбор как телеканалов, так и периодических изданий всех цветов радуги. Кто-то отключал "5-й" канал или, к примеру, тронул газетку "Наш Крым"?
Кроме этого, журналистов взбесило еще одно заявление — по поводу экспертизы.
Алексеи Неживой: "Как журналиста меня задело вот что: некая группа людей пытается застолбить место эксперта и присвоить право поучать всех остальных, затачивая информационное пространство Крыма под свои стандарты. Не надо учить друг друга, информационное пространство — такая же коммерческая деятельность, как производство стирального порошка. Читатель сам разберется".
Журналистика — профессия экстремальная, это испытание для психики. Тщеславие терзало борзописцев во все времена, профессиональные терзания представителей "второй древнейшей" зло, но красочно высмеивали Уоллес, Мопассан, да тот же Пелевин. Тщеславие и впрямь штука коварная: журналистам ужасно хочется проснуться знаменитыми, И они просыпаются, сей процесс у каждого неповторим: как Даша Асламова — в чужой постели, как Елена Трегубова — в результате безработная, список можно продолжать. Взять талантом, высоким профессионализмом и дикой работоспособностью, как Гиляровский, Аграновский, Бовин, Парфенов, — тяжело, не по зубам. Вот и берут — грязным скандалом или важной ролью организаторов рейтингов или антирейтингов, но и уделываются даже здесь.
А ведь есть вещи поважнее славы и известности — преданная читательская любовь. Вот ее-то некоторым ужасно не хватает.
Юлия ВЕРБИЦКАЯ.