Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Два дня, 22 и 23 июля, длился Второй всеевропейский семинар "Украина — Евросоюз: следуюший шаг" с концептуальным названием "Ялта. Европейская стратегия".
Предыдущий проходил год назад также в июле, в Ливадийском дворце, традиционном месте высоких собраний. Но этому, проводимому накануне намеченного на октябрь-ноябрь в Киеве саммита Евросоюз — Украина, явно придавалось особое политическое значение. Открывавший его председатель совета "Ялта. Европейская стратегия", член Европарламента, бывший министр торговли и промышленности, бывший министр транспорта Европравительства Стефан Байере говорил, что ситуация в Украине сейчас медленно, но меняется в лучшую сторону. Уже сняты визовые ограничения по отношению к США и Великобритании, теперь и ЕС ждет от нас такого же шага. И что страна, пережившая "оранжевую" революцию, стала в этом году чрезвычайно популярной в Европе, и европейцами будут предприниматься дальнейшие шаги, чтобы она стала ближе к Евросоюзу.
Приветствовавший гостей от лица Крыма и Украины (поскольку он был представлен и как соратник Президента Ющенко) премьер-министр крымского правительства Анатолий Матвиенко напомнил, что Ливадийский дворец — не только красивейшее, но и важнейшее в европейской истории место, где 60 лет назад великие люди вершили судьбы многих народов мира. По словам премьера, Крым имеет большие амбиции на пути евроинтеграционных устремлений всей страны, и, несмотря на проблемы на этом пути, намерен их осуществить.
В свою очередь гости также готовы были на откровенность. Например, член бундестага Манфред Грюнд рассказал, что еще недавно Германия, глядя на Восток, в первую очередь обращала внимание на Польшу и Россию, а об Украине "забывала". А это, "как оказалось", большая страна, где проживает 48 миллионов, занимающая огромную (по европейским меркам) территорию. Более того, киевские князья еще в стародавние времена "встали на путь евроинтеграции", породнившись с многими правителями государств Старого Света. Поэтому Украина давно является европейским государством, и у нее есть перспективы для вступления в ЕС.
Как живут в еврообщежитии
На нынешнем семинаре, в котором участвовали гости из Германии, Франции, Австрии и т. д., роль "первых скрипок" явно была отдана представителям недавно вступивших в ЕС восточноевропейских стран — Польши, Словакии и Словении. И вот здесь развернулась дискуссия, замечательная по своей неоднозначности.
Так, выступавшие на семинаре лидеры стран-"новичков" всячески демонстрировали свою готовность поддержать Украину в грядущем вступлении в ЕС и все преимущества, которые у них в связи с этим появились как на внутреннем, так и на внешнем "фронтах".
Представитель Словакии Магда Васарева заявила, что ее страна — самый успешный проект расширения ЕС и НАТО — "превратилась из гадкого утенка в настоящего европейского тигра". Но этому замечательному превращению предшествовал долгий и болезненный процесс, когда граждане страны сначала пытались осознать все преимущества жития в общем европейском доме, а затем взялись за работу и приведение собственных государственных "параметров" к общеевропейским требованиям и нормам. "Мы не боимся расширения, потому что не хотим видеть еще один железный занавес на наших границах", — сказала госпожа госсекретарь по иностранным делам.
После этого журналист из Португалии, напомнивший о недавних результатах референдума по Европейской конституции, которые дали откровенно отрицательный результат, заметил, что скорее всего Евросоюз уже не может "переварить" все количество стран, которые в него входят, вошли и еще собираются, и устал...
Его поддержали немцы, заявив, что если бы в Германии сейчас прошел референдум, то его результаты легко предсказать: они разочарованы интеграционными процессами. И более того, по словам Манфреда Грюнда, "пока еще ни один немец не говорил о реальных шансах вступления Украины в ЕС". Зато поляк, член Евро-парламента Марек Цивик всячески отвергал упаднические настроения и сказал, что в "Польше этой "усталости Европы" не чувствуется".
Сложные чувства вызвало заявление профессора из Франции Джуди Каркассон. По ее словам, расширение ЕС выявило огромный уровень коррупции в странах-новичках — Прибалтике, Румынии и Болгарии, а также слабую систему судебной власти. Вот из-за невозможности бороться с этим в Европе и появилась пресловутая "усталость". Ей оппонировала госпожа Васарева со словами "сильное гражданское общество приведет вас вперед".
Борис, когда ты прав...
Тем не менее, ответа на вопрос, что даст вступление Украины в ЕС, журналисты на семинаре не получили. Единственным, кто более-менее честно и обстоятельно ответил на него, был советник Президента Украины Борис Немцов. Попутно из беседы с известным российским политиком выяснилось, что сейчас двое его детей отдыхают в Евпатории, а сам он только что приехал в Ялту на этот форум, где совместил приятное с полезным.
— Цель этого семинара — приблизить Украину к Евросоюзу — благородная и реалистическая. Это довольно длительный процесс, который может занять от пяти до десяти лет. Обратите внимание, что в Евросоюз входят богатые страны и совсем бедных там нет, поэтому вступление в ЕС Украины будет зависеть полностью от нее. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Украина должна стать экономически развитой и демократической страной, где будет место и настоящей, сильной оппозиции, и свободной, независимой прессе. Просто надо настроиться на серьезную и тяжелую работу и "пахать". Но это лучше, чем отсутствие цели, как было до сих пор.
— И вы знаете, как двигаться на этом пути?
— Евросоюзом разработана так называемая "дорожная карта" — программа, где предусмотрен каждый шаг Украины в этом направлении. Всего 160 действий, которые включают реформы — налоговую, судебную, административную, экономическую. То есть эти изменения должны привести к работе рыночных механизмов, а главное, к улучшению жизни людей и обеспечению им высокого европейского уровня.
— Борис Ефимович, чем было вызвано ваше решение стать помощником Президента, вызвавшее неоднозначную реакцию в России и Украине?
— Естественно, как давний сторонник Ющенко, с которым знаком и поддерживаю дружеские отношения семь лет, я не мог не поддержать его. Он — сторонник европейского пути, и мне это близко. В свою очередь, большинство граждан Украины, сделав свой выбор в пользу Ющенко, проголосовали и за его программу, за евроинтеграцию.
— У вас не складывается впечатление, что в последнее время между Россией и Украиной "пробежала черная кошка"? Вот и недавний скандал с пропавшим газом непонятен — газ-то этот был...
— (В ответ Немцов долго и заразительно смеется...) Газ был. Затем исчез. Но его нашли, и это как раз большой плюс этой власти, что они смогли с наименьшими потерями выбраться из неприятной ситуации. А вообще экономические результаты работы правительства не впечатляют: промышленный спад по сравнению с прошлым годом на восемь процентов, резкий рост цен на топливо, на продовольствие, теперь вот на сахар. Все это может стать причиной экономического кризиса в стране. Почему я это говорю? Я здесь не получаю зарплату, работая на добровольной основе. Я — советник Президента, а не адвокат правительства, поэтому могу говорить на полном основании то, что думаю. И сейчас я вижу два наиболее печальных момента, вытекающих из действий правительства. Это резкое ухудшение инвестиционного климата в стране и, значит, отток из нее капитала. И крайне непрофессиональное вмешательство правительства в экономику и ценообразование. И ухудшение жизни народа. Однако после парламентских выборов, надеюсь, ситуация изменится.
Вместо эпилога
Вот такой замечательный анекдот рассказал в ходе семинара немец Манфред Грюнд, демонстрирующий нынешнее отношение Европы (уж уставшей или нет — это решать самим европейцам) к Украине:
"Разговаривают два немца: "Представляешь, оказывается, в Европе есть страна, где самая лучшая европейская певица, самый лучший европейский боксер и самый лучший футболист... Но, черт возьми, где находится эта Украина и как она туда попала?"
После этого Манфред посоветовал украинцам свои "три шага, которые их приведут в ЕС". Во-первых, продолжать политику того "европейского шарма", которая уже была представлена Европе Украиной. Второе — приближать собственное законодательство к европейскому, и третье — избирать себе партнеров в ЕС, которые бы симпатизировали, и они помогут.
Из всего услышанного вывод напрашивался один — выбирать путь, улучшать собственную жизнь предстоит только нам. За нас никакой ЕС эти вопросы не решит.
Жанна Барышникова.