Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымская правда" N 138 (23757), 29 июля 2005 года

Первые 100 дней правительства Матвиенко: за минусами не видно плюсов

Председатель Крымской организации Республиканской партии Украины Александр Гресс в течение последних трех лет был министром финансов правительства Крыма. После "оранжевой революции" по собственному желанию оставил этот пост. Однако, являясь депутатом Верховного Совета Крыма и видной политической фигурой автономии, продолжает внимательно следить за деятельностью нынешнего состава Совета министров республики. Знает всю работу исполнительной власти, как говориться изнутри. Думаем, нашим читателям будет интересно мнение эксперта такого уровня об итогах первых 100 дней работы правительства Крыма, возглавляемого Анатолием Матвиенко.

— Александр Александрович, могли бы вы назвать главные достижения правительственной команды Анатолия Матвиенко?

— Сначала я хочу поздравить команду председателя Совета министров с первыми 100 днями ее работы. Этот период обычно самый трудный для любого состава правительства, результаты первых 100 дней позволяют делать выводы о сильных и слабых сторонах исполнительной власти.

К главным достижениям Анатолия Матвиенко и его коллег я бы отнес то, что наш премьер показал себя политиком национального уровня, продемонстрировал желание работать, завидную энергию. Но, к сожалению, это все. Позитивных изменений в экономике Крыма, социальной сфере я не вижу. Думаю, что их попросту нет. Многочисленные совещания, предпринятые главой правительства, поездки за рубеж пока что не привели к повышению инвестиционной привлекательности республики, к нам не хлынул поток иностранного капитала. Хотя высказывания главы Совмина о необходимости детенизации экономики, развития ее инвестиционной составляющей, о поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе в курортной сфере, считаю правильными и своевременными. И все же главное заключается в том, чтобы воплотить свои благие намерения в конкретные дела, как говорили в недавние времена, объединить теорию с практикой, чего сделать не удалось. Эту неудачу можно отнести к главным просчетам в деятельности правительства. Анатолием Матвиенко было сказано много красивых и, в общем-то, правильных слов, но деятельность его команды не блещет яркими достижениями. Все очень скромно и буднично.

— Такая обыденность, видимо, согласуется с линией, взятой Кабинетом министров Украины?

— Да, правительство Юлии Тимошенко в свое время обнародовало программу действий, где много общих рассуждений и мало конкретных цифр. Этих цифр, которые бы свидетельствовали о благоприятных изменениях в экономике и социальной сфере, нет и на практике. Зато много печальных показателей роста цен, уменьшения численности населения. А главный недостаток в деятельности правительства — ускорение инфляции. В целом на Украине рост цен за первое полугодие составил 6,4%. Причем официальная статистика учитывает рост цен только на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину. Фактически же, как считают специалисты, инфляция достигла 20%. По Украине рост ВВП за полгода составил 4% (в 2004 году за этот же период — 1 3,2%). В июне 2005-го рост ВВП — 1% (в июне 2004 — 19,9%). Рост денежной массы — 24%, и сейчас она достигла 1 56 млрд. долларов, что и приводит к инфляции. Таким образом, можно сделать вывод — Украина стоит на пороге экономического застоя.

К сожалению, не слышно заявлений правительства Матвиенко о том, что оно осознает опасность инфляции. Глава исполнительной власти не предложил никаких концепций по преодолению этой опасности. Создается впечатление, что Анатолий Матвиенко и не знает, что надо делать в такой ситуации.

К минусам первых 100 дней можно отнести и то, что правительство не осмелилось взяться за решение проблемы в жилищно-коммунальной сфере. Многие органы местного самоуправления так и не утвердили рекомендуемые им тарифы, в том числе на горячее водоснабжение и отопление. В результате предприятия жизнеобеспечения не смогут отпускать коммунальные услуги в предстоящем отопительном сезоне. Фактически Крым может остаться без тепла, горячей воды, электричества.

— Некоторые из этих предприятий попросту могут развалиться?

— В осенне-зимние месяцы они могут оказаться в глубочайшем кризисе, и мы снова услышим "старые песни о главном", что тарифы ниже себестоимости оказываемых услуг, что предприятия не могут работать себе в убыток, и естественно будут перебои с теплом и электроснабжением. Правительство могло помочь "Крымтеплокоммунэнерго", "Крымводоканалу", привлечь средства инвесторов для их переоснащения, модернизации, это позволило бы не допустить необоснованного роста тарифов. Но ничего подобного сделано не было, в итоге нас ожидает осенне-зимний кризис. Снова вырастут долги, и весь этот круг проблем придется решать новому правительству, которое будет сформировано после весенних парламентских выборов 2006 года.

А ведь у Анатолия Матвиенко было достаточно времени для наведения порядка в этой сфере, тем более, что он не тратил его на повышение своего рейтинга в Крыму.

Знающие люди вообще уверяют, что глава правительства не собирается на долго задерживаться здесь и в ближайшие месяцы отправится в Киев делать карьеру на общегосударственном уровне. Может быть поэтому он и не заботился о своем авторитете среди крымчан, а выступал с заявления ми о передаче крымских дворцов под президентские дачи, переводил информацию о деятельности Совмина на украинский язык, проводил заседания правительства в закрытом режиме. Тогда как на проведение социально-экономических реформ у него не хватило то ли смелости, то ли знания обстановки.

— Может быть, правительство обеспечило заметные успехи в аграрном секторе?

— Увы, и здесь нет никаких успехов. Совмин мог бы привлечь в сельское хозяйство республики инвестиции на внедрение новейших аграрных технологий, которые способны быстро давать отдачу. Однако не видно активности исполнительной власти и в этом направлении. Более того, она не смогла защитить интересы крестьян в момент уборки и реализации зерна нового урожая. Сейчас цены на зерно явно занижены, не редко оказываются ниже себестоимости производства этого зерна. Осенью зернотрейдеры создадут нехватку той же пшеницы и резко взвинтят на нее цены.

Дело в том, что крестьяне лишены возможности самостоятельно реализовывать свой товар, например, хлебопекарным предприятиям. В этот процесс вмешиваются посредники, которых я называю спекулянтами. Для ликвидации такого положения прежнее крымское правительство предлагало создать в каждом районе агроторговые дома, где бы сельхозпродукция продавалась по средневзвешенным ценам. Но теперь эта идея предана забвению. Это еще одно упущение нового правительства.

— Зато, говорят, что курортный сезон удался?

— На мой взгляд, курортный сезон проходит хуже, чем в прошлом году. Здравницы, гостиницы, частные пансионаты заполнены не полностью. Уменьшилось число россиян, приехавших в Крым на отдых. Одних не устраивает снижение курса доллара с 5,5 до 5 гривен, других пугает экстремистская деятельность меджлиса, третьих — непродуманные высказывания чиновников о том, что можно забрать российскую собственность на ЮБК. И Матвиенко не посчитал нужным высказаться по поводу недопущения посягательств на чью-либо собственность с чьей бы то ни было стороны. Это еще один минус в деятельности правительства.

Кроме того, была отменена нулевая ставка НДС на путевки в наши здравницы. Цена путевок сразу увеличилась на 20%. И люди, которые планировали отдыхать у нас, отправились в Болгарию, Турцию, Сочи. Крымские же курортные города недополучают миллионы гривен доходов.

— Удалось ли правительству уменьшить тенизацию доходов?

— Скорее, наоборот, тенизация увеличилась. Задолженность по зарплате во внебюджетной сфере достигла 47 миллионов гривен. И дело тут не только в том, что где-то задерживается выплата денег, а в том, что их выдают в конвертах без официальной ведомости.

— Можно ли назвать правительство Анатолия Матвиенко командой?

— Нет, я бы так не сказал, правительство не представляет единой команды. На переднем плане виден только глава Совмина, но не заметны его заместители, не понятно, чем они занимаются, не говоря уже о министрах. А ведь правительство просто обязано информировать население о своей деятельности. Все это порождает недоверие людей к исполнительной власти. Незаметно, чтобы правительство работало для достижения единой цели, каждый в его составе сам себе и режиссер, и исполнитель.

Мало того, в правительстве многие ждут ухода Матвиенко со своего поста. Это очень странная ситуация, но надо смотреть правде в глаза. Когда правительство ожидает ухода своего лидера, то оно не будет работать с полной отдачей. Но к самым главным недостаткам нынешнего состава Совмина я отношу его излишнюю политизированность. Слишком увлечен политикой и сам Анатолий Матвиенко, хотя ему следовало бы больше заниматься экономикой.

— Высказывания председателя Совмина о строительстве автобана Симферополь-Ялта, о выполнении программы "Морской берег", на которую потребуется 15 миллиардов долларов, у специалистов вызывает скептическую усмешку. А вам не кажется эти идеи прожектерством?

— Есть расхожая фраза — ухватись за одно звено и вытащишь всю цепь. Таким звеном Матвиенко считает развитие побережья и строительство автобана. Но, по-моему, это ошибочное представление. На данном этапе со строительством автобана Симферополь-Ялта ничего не получится. Для этого надо сначала подготовить "ухоженное" правовое поле, что бы инвесторы не боялись вкладывать деньги в нашу экономику. Что касается конкретных проектов, то сначала следовало бы их тщательно обдумать, все рассчитать, а потом уже во всеуслышанье заявлять о них. Пройдет время, и сами названия программ "Морской берег" и "Автобан" перейдут в разряд имен нарицательных, при выдвижении какой-либо абсурдной идеи люди будут говорить — вот, мол, появился очередной "автобан".

На месте Матвиенко необходимо первостепенное внимание уделить созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности нашей республики. В первую очередь это касается правовых условий работы инвесторов в Крыму. Это и незаполитизированность правовых органов, и независимая судебная система и многое другое

— Удалось ли нынешнему правительству что-то сделать для наведения порядка в землепользовании?

— Здесь снова придется упрекать правительство в поблажках меджлису. При попустительстве властей действительно могут появиться этнические деревни в Тихой бухте, на ЮБК. Надо понимать, что в такой деревне будет своя милиция, свой суд? Это же будет государство в государстве. Этнические деревни положат начало образованию на территории Крыма национального государства. Правительство пока что не заняло принципиальной позиции в сфере землепользования, не выработало четкой концепции в решении существующих проблем. Беспринципностью властей пользуется меджлис, устанавливая пикеты перед входом в здание правительства.

— Правительство Матвиенко утверждает, что постоянно работает на улучшение межнациональных отношений, что вы скажете о результатах такой заботы?

— Межнациональные отношения в Крыму не стабилизируются, а наоборот обостряются. Меджлис постоянно испытывает на прочность господина Матвиенко и не чувствует твердой руки премьера. И никакие шаги правительства навстречу меджлису, никакие поблажки не будут способствовать улучшению межнациональных отношений. Это, прежде всего, обусловлено тем, что курултай-меджлис ставит своей конечной целью образование на полуострове национального государства. И здесь любые поблажки в земельных или кадровых вопросах только разжигают его аппетит. Экстремистские действия должны встречать адекватное противодействие органов власти. Давайте представим, что завтра Республиканская партия соберет русских людей, проживающих на полуострове, и мы примем декларацию, где будет записано, что нашей целью является создание на полуострове крымского русского государства. Через час я окажусь в СБУ, а затем в следственном изоляторе. А меджлис принял такую декларацию еще в 1991 году, и никто не усматривает в этом сепаратизм и попытку раскола Украины.

— Не усматриваете ли вы причину ошибок Матвиенко в том, что он не является крымчанином?

— Премьер заявляет, что все разговоры о каких-то крымских особенностях от лукавого. Наверное, и правда надо прожить здесь не один десяток лет, чтобы понять, что крымчане представляют собой уникальное региональное сообщество. Соцопросы показывают, что не менее 60% местных жителей идентифицируют себя не как представители своей национальности, а именно как крымчане. Не считаться с этим, по меньшей мере, несерьезно.

Но Анатолий Матвиенко прав, когда говорит, что в Крыму много политиков-интриганов, авантюристов, которые придерживаются принципа "чем хуже — тем лучше", пытаются сколотить себе политический капитал на обострении межнациональных отношений. К сожалению, у нас нет обще-крымской идеи. В поисках ее можно спорить, но необходимо объединяться ради осуществления общекрымской мечты, понятной всем и каждому.

— Вы не жалеете о том, что три месяца назад решили покинуть должность министра финансов?

— Нет, не жалею. Сегодня как лидер крымской организации Республиканской партии я осознаю, что без команды ничего не достигнешь, и именно этим — созданием такой команды, команды не просто профессионалов, но и крымских патриотов, — мы и занимаемся. Мы хотим жить и работать в Крыму, Ради этой высокой цели можно стремиться к власти, а без этого зачем она?

Интервью взял Сергей Еременко.