Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Обозрение крымских дел", N 26 (129), 8 - 15 июля 2005 года

Безумство храбрых

Интервью с В. Лутьевым было опубликовано в "ОКД" 4 мая 2004г.
Думается, что в свете новых обстоятельств будет интересным его перечитать.

Лутьев... У некоторых граждан при звуке этой фамилии на лице появляется мстительное выражение. Еще бы! Чье сердце не дрогнет при мысли об очередном номере "Евпаторийской недели"? Кого не ужаснет действительность, с которой Лутьев с безумным бесстрашием срывает покровы лжи и фальши? Откуда такое упорство? Мы решили спросить об этом у самого Владимира Лутьева, тем более что представился повод "итожить то, что прожил" — 3 октября ему исполнилось 45 лет.

О счастье и славе

— Владимир Григорьевич, человек рождается для счастья. Древние считали, что счастье — это знатное происхождение, здоровье, красота, имущество, возможность им пользоваться, друзья, хорошие дети, наконец, слава. Что из этого Вам даровала судьба?

— Я горжусь своим пролетарским происхождением и своими родителями. Меня родила прекрасная мать — Антонина Андреевна. Маму всегда отличали трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, которые соседствовали с добротой и чувством сопереживания, справедливости. Думаю, эти черты передались и мне. Она всегда стремилась к лучшему, светлому и добивалась этого честным трудом. Была общественно активным человеком, депутатом двух созывов Баглейского района Днепродзержинска, великой труженицей — 20 лет ее портрет висел на городской Доске почета, когда выходила на пенсию, ей, рабочему человеку, в виде исключения выделили "Волгу". Мать проработала 33 года на одном рабочем месте, на особо вредном химическом производстве. А кроме посменной работы, на ее плечах был еще и дом, огород надо было вскопать, убрать, помыть, постирать, ремонт сделать, за нами с братом присмотреть. Я унаследовал ее трудолюбие. Уже в 16 лет, после 9-го класса, имел в трудовой книжке запись — "столяр". После службы в армии, учась в институте, ездил в стройотряды. Отец отработал в химической отрасли 28 лет, ветеран труда. Он 50 лет пчеловодством занимался. Я ему с детства в этом помогал, и меня столько раз пчелы кусали, что я на всю жизнь получил закалку от всех нападок и "укусов", от кого бы они ни исходили. Думаю, что и выжил после дикой аварии благодаря этому, хотя с такими травмами, как у меня, как правило, не живут. Выстоять характер помогает. Как человек, личность я сформирован родителями и ... творчеством Владимира Семеновича Высоцкого. Это два основополагающих фактора, объясняющих мое поведение, поступки. Потому и живу по принципу: "Делай, как должно — и будь, что будет". Это мое кредо, и какие бы обстоятельства и негодяи на моем пути ни встретились, я своему принципу не изменяю.

Насчет денег. Я вынужденно уже в течение семи лет не занимаюсь бизнесом. Сейчас средств у меня нет — одни долги и походы в суды, чтобы доказывать и разъяснять Котляревскому и ему подобным, что законодатель подразумевает под такими дефинициями, как честь и достоинство. А слава? Какая тут слава — я же не артист.

О друзьях и близких

— Много ли у Вас друзей? Кто они?

— В высоком понимании этого слова, конечно, их мало. Есть товарищи, хорошие и порядочные люди, я с ними встречаюсь, общаюсь. Они не являются представителями одного круга, но я к ним ко всем отношусь с уважением. Среди них есть и пенсионеры, и предприниматели, служащие, в том числе и в правоохранительных органах, прокуратуре. Да, не удивляйтесь, есть и там порядочные люди. Я не выбираю друзей по должности и по месту работы. Среди них может быть и депутат Верховной Рады Украины, и безработный.

— Ваша семья... С кем из близких, кроме матери, чувствуете особую духовную общность?

— Дочь Анна. Ей 23 сентября исполнилось 18 лет. Она учится на втором курсе экономического факультета филиала МГУ в Севастополе.

О судьбе

— Если бы в 1997 году не препятствовали мне в моей деятельности председателя комиссии по проверке работы городских рынков, а наоборот, подключили мне в помощь правоохранительные органы и виновных тогда же, а не через год удалось привлечь к ответственности — наказать мздоимцев, вернуть деньги в бюджет, я бы и дальше продолжал заниматься бизнесом.

Ради того, чтобы сделать объективный доклад о положении на евпаторийских рынках, я отказался от поездки в Италию, от контрактов на миллионы долларов с предприятиями в Красноярском крае, два месяца ходил по рынкам, подсчитывал число торговых мест и прочее. Работа была проведена колоссальная. И вышел на цифры невиданного воровства бюджетных средств. Потом до девяти вечера в исполкоме печатали мне доклад, с которым на следующее утро я должен был выступать на сессии. А в час ночи ко мне подослали людей, потребовавших, чтобы я этот доклад не делал — "Это наши деньги!". И все-таки я вышел на сессию, но было сделано все, чтобы я не смог сделать доклад. И это при том, что депутаты подписали запрос, чтобы доклад из сессионного зала в прямой трансляции был передан по городскому радио и был опубликован в прессе.

То есть сами должностные лица, погрязшие в воровстве, поставили "мой бронепоезд на рельсы", с которых я, уже в силу характера, не могу сойти. Они решили меня проверить. Думаю, что я их не разочаровал.

Вы уже знаете, что тогда, в 1998 году, ситуацию удалось переломить благодаря приходу нового начальника милиции Плавюка. Преступная группировка, действовавшая на рынках города, была ликвидирована, а ее организаторы понесли наказание.

Сменилось руководство "Сервиса-XXI", но никаких изменений в его деятельности, по сути, не произошло.

О борьбе

— Сила действия равна силе противодействия.

С 1998 года за семь лет в отношении меня заинтересованными лицами, скажу прямо, представителями СИСТЕМЫ и связанным с ними криминалом было возбуждено 22 уголовных дела! Это много. Думаю, это рекорд, если не в Европе, то на постсоветском пространстве — точно, не говоря уже об Украине. Из них я выиграл практически все. Осталось одно, в Севастополе. Процесс начался в феврале, и надеюсь, что и там будет вынесено законное решение. Процесс затянулся, и в связи с этим возникает один вопрос: почему те, кто участвовал в "похищении" Котляревского, "спасая" его от Лутьева, не выстраиваются в очередь перед судом, чтобы дать свои показания? Напротив, их даже по неоднократно вынесенным постановлениям суда о принудительном приводе не могут заставить прийти в судебное заседание! А Котляревский при этом кричит на всю Украину, что дело затягивается — так его же партнеры и затягивают разбирательство...

Негодяи были, есть и будут всегда. Однако вина в том, что они оказывают какое-то влияние на жизнь города, ложится на местную власть. И не надо заблуждаться на этот счет. Рецепт от хронической болезни под названием "коррупция и организованная преступность" не в Евпатории, не в Симферополе, а в Киеве.

Я, как и здоровое большинство граждан, надеюсь, что власть в стране не перейдет "из рук в руки" по принципу преемственности (мы же не Азия!), а кардинально поменяется — будет избран действительно Президент народного доверия. И только тогда удастся "вылечить язвы", обезвредив вызывающих их паразитов. Мы с вами их знаем, и схема лечения известна.

О политике

— Вы связываете свои надежды на торжество справедливости с предстоящими выборами. Среди нынешних кандидатов в Президенты есть ли, по-вашему, те, кто оправдывает звание народного лидера?

— Они есть, их не так много, как хотелось бы.

Виктор Ющенко и люди, которые вокруг него, внушают мне надежду на то, что что-то можно изменить. Сам Виктор Ющенко — высокоморальный человек, у него есть совесть. Допускаю, что у него могут быть не такие организаторские способности, как у того же Виктора Януковича, но это поправимо. Главное, что Ющенко искренне желает изменить нашу жизнь к лучшему. Да и он уже не такой, каким был каких-то два года назад. Прогресс ощутим. И в этом — "заслуга" власти, которая, отбросив все ложные рамки приличия, открыто, демонстративно навалилась всей мощью админресурса, по сути, только на одного кандидата. Несправедливость видна и неискушенным в политике людям. К тому же, известно, неправедная сила слабых ломает, а сильных делает только сильнее. Победа Ющенко жизненно необходима Украине, всем нам, и Виктор победит!

— Вы верите, что Ющенко может стать победителем?

— При условии честных выборов — да. Рядом с Ющенко находятся либералы, демократы — люди совести: Василий Онопенко, Григорий Омельченко, Владимир Стретович, Юрий Кармазин и другие. Они являются гарантией того, что народный Президент полностью выполнит свою программу.

О журналистике

— Я знаю, что есть журналисты, которым платят за то, чтобы они писали, а есть такие, которым платят за то, что бы они не писали. Вот Вы относитесь к последним. С Вами пытались решать вопросы полюбовно?

— Нет, потому что договориться со мной очень сложно. Если я знаю, что человек нечист душой, то "переговоров" не будет.

— Вы снова решили делать газету?

— Я и не прекращал ее делать. Когда у людей появляется возможность мне помочь — я имею в виду проблемы материального характера — газета выходит. Я же не могу от руки написать и размножить на листовках. Поэтому весь вопрос в средствах, а не в чем-то другом, например, в предстоящих выборах, там, и прочее. Мне никто не может сделать заказ, я пишу о том, что меня возмущает и с чем я никогда не смирюсь. Думаю, мою позицию разделяет достаточное число наших читателей.

— Документы, появляющиеся в вашей газете, не могут попасть к человеку, далекому от милиции.

— Я вынужден в этом котле вариться и общаться в этом кругу, хотя, честно говоря, не получаю от этого удовольствия. Вообще-то я не должен этим заниматься. В стране есть соответствующие службы. Но, к сожалению, правоохранительные органы в настоящее время работают "в ручном режиме" — личному составу доводится, "по кому можно работать, а по кому — нет". Такая избирательность привела к тому, что в обществе появились "неприкасаемые". Полистав подшивку "ЕН", вы найдете там много конкретных фамилий. В правоохранительных органах есть люди, которые правильно понимают, чем я занимаюсь, и они стараются мне помочь. Мне пришлось овладеть определенными навыками оперативно-розыскной работы, и я использую их, проводя журналистские расследования. По закону "Об информации" я свои источники не выдаю — есть у меня такое право. Я вынужден этим заниматься, потому что люди в городе запуганы и молчат, а негодяи, уверенные в собственной безнаказанности, ведут себя кощунственно и цинично. Я не могу это спокойно наблюдать со стороны и никогда с этим не соглашусь.

— Вы не способны ни на какой компромисс?

— Компромисс всегда возможен, когда у твоего оппонента есть позиция и он ее отстаивает. Ты уважаешь чужие доводы, с чем-то соглашаешься, с чем-то нет и ради консенсуса осознанно идешь на какие-то уступки ради достижения общей позитивной цели. Но какой компромисс возможен с подонками?

— Кто герои ваших следующих публикаций?

— Вопрос некорректный. Я не буду о них говорить. Зачем люди будут раньше времени нервничать? Газета выйдет — уверен, они первые и прочитают.

О страхе

— Отважного человека спрашивать о страхе как-то даже нелепо. Вы — борец по природе, и десятки, если не сотни раз возвышали голос против влиятельных людей. Знакомо ли Вам чувство страха?

— Каждому нормальному человеку известно это чувство, в том числе и мне.

— Но Вы рискуете, и рискуете жизнью. Вы понимаете это?

— Я не мазохист, не революционер и не борец. Просто у меня нормально развито чувство собственного достоинства, и я, как правильно воспитанный своими родителями и страной гражданин, адекватно реагирую на то, с чем не могу смириться, даже если при этом никогда не "выиграю" и буду одинок в этом противостоянии. Я это делаю не для кого-то, не ради "спортивного интереса" или чтобы "согреться", а прежде всего для себя самого. Дня того, чтобы остаться человеком. И то чувство, что я прав, возможно, единственное, что меня поддерживает в трудное время.

При этом я не охочусь на своих оппонентов, не преследую их, а действую исключительно в рамках закона: обращаюсь в милицию, прокуратуру, в суд, к общественности. Мне поджигали несколько раз офис, обливали машину кислотой, воровали имущество. Но если те, кто действует против меня незаконными методами, думают, что они мне неизвестны, то это не так. Их имена известны и мне, и милиции. Правоохранители пока, к сожалению, бездействуют, но не думаю, что так будет всегда.

Я семь лет вынужден ходить по судам, уже изучил на собственном опыте законодательство и гражданское, и уголовное.

В настоящее время у меня минимальная пенсия, я занимаюсь юриспруденцией и журналистскими расследованиями, взамен получаю гарантированный "доход" — постоянную головную боль и каждую неделю новые надуманные иски ко мне и к редакции.

— Вы думали о том, чтобы, возможно, бросить все это, уехать отсюда, начать новую жизнь?

— А почему я должен куда-то уезжать? Я здесь живу много лет, у меня в этом городе дочь родилась и выросла. Столько потрачено моих здоровья, времени и сил, чтобы убрать влияние криминала на город! И вот так все бросить и куда-то уехать?! Пусть все эти казнокрады и убийцы уезжают- рано или поздно их увезут отсюда под конвоем.

К тому же, почти уверен, что в любом другом населенном пункте те же проблемы с коррупцией. В этом меня еще в феврале 1998 году в своем кабинете на Грушевского заверил тогда премьер-министр Пустовойтенко. Валерий Павлович знал, что говорил. И я в этом за семь лет убедился. Скажу больше: как утверждают многие мои иногородние знакомые, Евпатория даже на всеобщем безрадостном фоне выделяется особым "сицилийским колоритом".

Мне остается, уверен, как и большинству граждан страны, надеяться, что через 2-3 недели власть поменяется и народ выберет действительно народного Президента, и мы увидим настоящие лица тех, кто нами управляли эти годы, узнаем об их делах и воздадим им по праву.

Верю, Евпатория станет такой, какой она должна быть: красивой, чистой, уютной и безопасной.

Записала Анна Преображенская