Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Причем один из "ценообразующих" факторов – активная скупка после "оранжевой" революции квартир в Киеве, Крыму и ряде других областей россиянами. По разговорам, расчет строится на повторении "прибалтийской" схемы. За несколько лет до вступления республик Прибалтики в ЕС там тоже начали расхватывать квартиры, как горячие пирожки, и не ошиблись: сейчас цены выросли в разы, и прибыль получилась очень хорошая. Конечно, Украине скорое членство в ЕС не светит, но для ценовой раскрутки саму тему "евроантлантической интеграции" вполне можно поэксплуатировать.
Между тем возникшая в постреволюционной Украине неразбериха с правами на собственность касается не только промышленных активов и не только загородных особняков "окружения Кучмы". Можно, наверное, надеяться, что к "мелкооптовым" покупателям квартир оранжевые "комиссары в пыльных шлемах" все-таки не придут, но вот у крупных российских инвесторов в украинскую недвижимость есть серьезные поводы для беспокойства. Речь идет в основном об инвестициях в гостиничный и туристический комплекс Украины, прежде всего в Крыму. Шутка ли сказать – дачу хотят отобрать не у кого-нибудь, а у самого Путина. В мае прокуратура Крыма подала иск в Хозяйственный суд Киева с требованием вернуть в госсобственность пансионат "Глициния" – бывшую дачу Брежнева. Прошлой осенью российский Внешторгбанк выкупил ее у Международного детского центра "Артек". Кремлевские чиновники отрицают, что покупка делалась "под Путина". По их словам, такой объект не значится среди активов ФГУП "Росзагрансобственность", ведающего всей собственностью государства российского за рубежом. Вместе с тем сам по себе данный факт еще ни о чем не говорит – резиденция "Глициния" вполне может оставаться на балансе "Внешторгбанка", но в расчете на использование ее президентом РФ. Однако сейчас крымская прокуратура оспаривает приказ Управделами президента Украины о передаче брежневской дачи "Артеку" и последующую продажу ее россиянам. И если суд решит, что "Глициния" находится на заповедной территории или представляет культурно-историческую ценность, сделка может быть признана недействительной.
В том же мае прокуратура Украины объявила "слишком дешевой" покупку российским Национальным резервным банком в конце 90-х годов за $1 млн земельного участка под пансионатом "Море" в Алуште. Банк входит в Национальную резервную корпорацию (НРК), принадлежащую депутату Госдумы Александру Лебедеву из фракции "Единая Россия". С 1995 г., когда Лебедев начал бизнес на Украине, НРК инвестировала в незалежную республику порядка $400 млн., большей частью – в недвижимость. Корпорация стала одним из ведущих инвесторов в Крыму, где ей принадлежит несколько крупных объектов. Так, в прошлом году НРК завершила строительство в Алуште 5-звездочного отеля "Миндальная роща" и купила санаторий "Слава". Что касается пансионата "Море", то, чтобы создать на этой территории санаторно-курортный комплекс европейского класса (он включает аквапарк, несколько бассейнов, рестораны, боулинг, дискотеку и т.д.), было потрачено $65 миллионов. "Мне не жалко подарить украинскому народу, что я там купил, но обидно, что мы все построили, а теперь, глядя на построенное, прокурор жалуется, что продали задешево, – сетует Лебедев. – Пансионат замучили прокурорскими проверками, проверяют даже храм, который мы строим в Алуште; такого количества проверок, как в последние два месяца, не было за все четыре года предыдущей власти; у нас работает 1,5 тыс. человек, и половина из них занимается проверяющими".
Неприятности у НРК возникли не только с крымской, но и с киевской недвижимостью. В ноябре 2004 г. корпорация приобрела за $20 млн. у Управделами президента Украины 50% акций в ЗАО "Отель "Украина", которому принадлежит одноименная гостиница в центре Киева. А в марте нынешнего года, с подачи нового руководства Управделами, прокуратура обратились в Хозяйственный суд Киева с иском о признании данной сделки недействительной. "Кучма уговаривал меня инвестировать в украинские активы, – говорит Лебедев, – а теперь мои инвестиции под угрозой". Ирония судьбы в том, что глава НРК был чуть ли не единственным крупным российским бизнесменом, кто публично приветствовал победу Виктора Ющенко. И вот при новой власти именно ему светит многомиллионный облом.
8 июня с.г. НРК официально объявила о приостановке инвестиций в экономику Украины "в связи с изменением делового климата, вызванным многочисленными противоречивыми заявлениями и действиями официальных лиц и органов власти Украины относительно итогов приватизации". Приостановка капиталовложений касается прежде всего "гостиничных комплексов в Крыму и Киеве, развития ипотеки и строительства доступного жилья, банковского и страхового бизнеса". На созванной по этому поводу пресс-конференции Лебедев, который еще в начале весны опровергал сигналы о начале притеснений российского бизнеса со стороны "оранжевых", подчеркнул, что сегодня на Украине существуют серьезные угрозы для российских инвесторов. Причем "ряд угроз требует вмешательства на уровне федеральной политики".
Не секрет, что Крым остро нуждается в инвестициях в свою рекреационную систему и туристический сектор в целом. По разным оценкам, от 50 до 80% таких капиталовложений поступает из России. Нынешние гонения на российских инвесторов связаны, в частности, с начавшейся в мае инвентаризацией земель на Южном берегу Крыма. Новое правительство автономии вообще намерено заново проанализировать всю ситуацию в сфере недвижимости и земельных отношений, включая комплексную проверку приватизационных сделок. Соответствующий заказ поступил, как утверждают, из Киева. Так что на претензии того же Лебедева прокуроры вежливо отвечают: не волнуйтесь, дорогой товарищ, мы вас проверяем в плановом порядке – ничего личного. Результатом этой "плановой" активности крымских властей стал исход с полуострова российских инвесторов. Кроме НРК, о приостановке проектов в Крыму в последнее время заявили также ИФД "Капиталъ" и компания "Итера", вкладывающие деньги в строительство отелей high-класса.
Завершить инвентаризацию земель на Южном берегу предполагается в августе-сентябре. До тех пор, говорит замглавы Совета министров Крыма Вадим Гриб, инвесторам лучше воздержаться от сделок с недвижимостью. При этом Гриб затрудняется даже приблизительно назвать процент земель и недвижимости, которые окажутся по итогам инвентаризации спорными: "Никто этого не знает. Единого реестра собственности толком нет. Практически все, что кто покупал, можно оспорить". Крымские чиновники заверяют, что намерены максимально учесть российские интересы. Однако у многих наблюдателей складывается впечатление, что конечной целью всей этой кипучей деятельности является переориентация на инвесторов из Турции и Европы. Если, конечно, получится. В конце концов, любой инвестор не может не задаться вопросом: что будет с его собственностью, если власть в Киеве и Крыму опять поменяется?