Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Александр Гресс в свои 34 года успел победить на выборах в Верховный Совет Крыма по Сакскому округу, поработать три года министром финансов автономной республики, уйти с этой должности по собственному желанию, громко хлопнув дверью в знак несогласия с противоправными действиями президента Украины Виктора Ющенко по отношению к Крыму, нашей Конституции.
Александр Александрович на протяжении этих трех лет являлся одним из интеллектуальных центров правительства республики. Он умен, глубоко образован, принципиален, скромен. Коллеги отзываются о нем как о надежном товарище. Интересно и то, что об Александре Грессе с уважением отзываются его политические оппоненты, даже противники, число которых наверняка будет расти, к самому Александру Александровичу, и к Республиканской партии Украины, чью Крымскую организацию он недавно возглавил.
Не слышно, чтобы кто-то усомнился в правильности, дальновидности такого кадрового решения руководства партии, этот выбор действительно представляется очень удачным. Сейчас Александр Гресс весь в партийных заботах. Ему еле удалось выкроить час с лишним для беседы с нами, публикуем запись состоявшегося разговора.
— Александр Александрович, расскажите вкратце о себе.
— Родился я в Симферополе, как и мои родители, бабушка и дедушка. Школа, увлечение спортом, служба в Советской Армии. Поступил в Одесский политехнический институт, а затем перевелся в Крымский сельскохозяйственный (ныне Аграрный университет). Получил специальность экономиста. В 1999 году намеревался стать кандидатом наук, подготовил диссертацию, сдал экзамены по всем кандидатским минимумам. Но затем отказался от этой идеи по той причине, что сейчас за деньги можно легко стать и кандидатом, и доктором наук, не хочу, чтобы меня ассоциировали с такими "учеными".
Три года возглавлял объединение "Фармация", добился ее сохранения от разворовывания, по этому поводу пришлось даже судиться с Совмином Крыма. Отразил наскоки на эту собственность со стороны народных депутатов Украины, высоких чиновников. Победив на выборах в республиканский парламент, получил предложение от главы правительства возглавить Министерство финансов...
Работа оказалась по душе, и если бы не "оранжевая революция", я бы не расстался с ней, не подал заявления об отставке. Кое-что нам удалось сделать. Например, ежедневную норму бюджетной обеспеченности в госпиталях диспансерах мы повысили с 4 до 30 гривен (14 — на питание и 16 — на медикаменты), 10-12 гривен на питание выделяется в приютах.
— Недавно услышал добрые слова строителей о вас за то, что вы помогли изыскать в бюджете 6 млн. гривен на строительство республиканской библиотеки имени И. Франко в Симферополе.
— Нам удалось найти деньги на строительство новых троллейбусных линий в Симферополе, открытие троллейбусного сообщения и строительство водовода в Керчи. За последние годы сооружено немало газопроводов. Долг Министерства финансов — отстаивать интересы республики, ее населения.
Я вообще человек прагматичный. Не собираюсь никуда уезжать из Крыма, дорожу здесь своей репутацией независимо от того, по какой системе будут проходить выборы в Верховный Совет. Пообещать людям золотые горы и вскоре забыть об этом — не в моих правилах.
Приходится слышать разговоры о том, что сейчас такое время, что лучше помолчать, пережить его. Но не пойму, как можно молчать. Вот сейчас Виктор Ющенко считает, что вступление Украины в НАТО откроет стране двери в Евросоюз, но, пойдя на союз с НАТО, мы вынуждены будем оборвать все связи с Россией, от которой ежедневно зависим и с которой связаны самым тесным образом. Придется рубить по живому. И нынешняя власть разрубит, если мы будем молчать.
— Зачем нам непременно надо вступать в Евросоюз?
— Я тоже считаю, что пока торопиться не следует. Социальные стандарты там ниже, чем у нас (говорю не о денежном показателе меньше количество людей, на которых распространяются социальные льготы. Системы социального обеспечения намного строже. Если вступим в Евросоюз, то подвергнем жителей страны новой жесточайшей шоковой терапии. Им придется платить за жилищно-коммунальные услуги по полной стоимости, которая к тому времени будет значительно выше, чем сейчас. Не понятно, зачем мы должны унижаться перед Европой, стучась в двери Евросоюза? Это все равно, что рваться на свадьбу, другое какое-либо торжество, куда тебя не приглашают и не пускают. Надо самим меняться, чтобы нас пригласили. Ошибочно думать, что после вступления в ЕС жизнь сама собой улучшится.
— Как вы оцениваете нынешнюю команду власти на Украине?
— Команды как таковой нет, поэтому трудно надеяться на успешную работу новой власти. Легко что-либо разваливать и очень трудно — строить. Мы являемся свидетелями многочисленных скандалов то вокруг Зварича, то вокруг Тимошенко, Червоненко, Третьякова... Это люди разные по мышлению, по уровню образования и профессионального опыта, по взглядам на решение социально-экономических проблем. Каждый из них играет в свою игру или, как говорят в народе, крутит свое кино. Они постоянно ссорятся между собой, им трудно создавать даже иллюзию мнимого единства.
— Республиканская партия способна создать свою команду?
— Если бы мы не верили в это, то не стали бы и создавать партию. В ее строительстве участвует группа единомышленников во главе с опытным руководителем, политиком, широко известным на Украине человеком Игорем Анатольевичем Бойко. Он — человек слова, в свое время ему было поручено возглавить нефтегазовый комплекс страны, и он сумел поднять на ноги эту крупнейшую хозяйственную структуру, обеспечил ее успешное развитие.
Интересная деталь: Игорь Анатольевич носит на руке советские часы выпуска 1937 года, которые перешли к нему от его деда, прошедшего с ними всю Великую Отечественную войну. Часы нашему товарищу дороги как славная реликвия, память о героических годах, которые пережили наши отцы и деды.
Напомню еще, что Игорь Бойко удостоился звания Героя Украины. Теперь вот выступил с инициативой создания на Украине Республиканской партии, которая будет привержена вечным принципам идеологии твоей семьи, улицы, города, республики. Идея очень близка Крыму, который является автономной республикой. Мы обязаны быть ее патриотами, людьми самодостаточными, уважающими себя, ни перед кем не гнущими шею. Нам это легче, чем всей Украине, где наметились стремления к обособлению Запада, Востока, Юга. Мое мнение таково, что Украине не избежать федерализации. Это вообще-то пойдет ей на пользу, да и нашему Крыму.
— Чего можно ожидать от нынешнего состава Совета министров Крыма и его главы Анатолия Матвиенко?
— Очень плохо то, что это не единая команда. Сам премьер не знает Крыма, его особенностей, проблем. Все его здесь удивляет, поражает. Вновь проявляется та истина, что надо родиться в Крыму, чтобы досконально знать нашу республику и по-настоящему служить ей. А "варяги" ничего не могут предложить, они не знают, куда надо идти. Люди теперь вынуждены ждать, когда наконец А. Матвиенко изучит Крым и начнет работать на него. Но не дождутся, у Матвиенко на это не хватит времени. У меня сложилось впечатление, что он — человек с искренними намерениями, но ведь и благими намерениями мостится дорога в ад.
— Можно сказать, что любая политическая партия стремится получить в свои руки власть, вы не будете отрицать этого.
— Я не верю в быструю победу, нужно определенное время, чтобы наши республиканские идеи строительства добротного крымского дома, удобного всем крымчанам, прочно закрепились в сознании людей и стали для них своими. Путь может быть довольно длинным, но у нас хватит сил, терпения, чтобы пройти его. Как говорится, дорогу осилит идущий.
Для нашей партии власть не самоцель, а средство решения социально-экономических вопросов, волнующих людей, улучшения их жизни. В партию объединяются люди по убеждениям, создавая единую команду. Республиканцы разрабатывают свою программу действий, будут добиваться ее поддержки населением. В Крыму мы не будем гоняться за лицами с громкими фамилиями, чтобы привлечь их в свои ряды, нам не нужны свадебные генералы. Будем рады появлению в своих рядах людей неординарно, творчески мыслящих, деятельных, принципиальных, которые готовы взвалить на свои плечи ответственность за Крым, его настоящее и будущее. Это будет команда из крымчан, а не варягов. И не допустим никакого бонапартизма, ни чьих личных амбиций.
У меня четкое понимание того, что отношения Симферополя с центром не соответствуют даже нашей куцей Конституции. Нас все время пытались в Киеве ставить в положение просителей денег, всевозможных разрешений, но мы же Автономная Республика, давайте самостоятельно привлекать инвестиции из Европы. За них борются страны Центральной Европы, на рынке инвестиций наблюдается острая конкуренция, но и нам следует вступать в эту борьбу.
Давайте правильно расставим акценты в отношении к малому бизнесу, который должен не столько пополнять налогами казну, сколько обеспечивать нормальную жизнь субъектам малого предпринимательства, чтобы они были при деле. Крым — благодатный край для развития такого бизнеса, к нам ведь приезжают миллионы отдыхающих, туристов. Вот эти вопросы найдут отражение в программе Республиканской партии.
— Какова ваша точка зрения на языковую проблему?
— Каждый человек должен чувствовать себя в Крыму комфортно, то есть иметь работу, заработок, возможность говорить и быть услышанным на том языке, который считает для себя родным. Русский язык должен получить на Украине статус официального. Когда идет украинизация населения, то это представляет собой угрозу правам, свободе человека. Крым — наша Родина, и местное население само вправе определять, на каком языке ему следует общаться.
— В последнее время некоторые политические группировки стали полагать, что они стоят как бы над законом, как вы к этому относитесь?
— Все должны выполнять законы и нести ответственность за их нарушения, независимо от национальности, политической ориентации, толщины кошелька. Власть не должна заигрывать с той или иной группой населения, закрывая глаза на то, что она нарушает законы, у нас же некие влиятельные силы могут повернуть любой закон в нужную для них сторону, в том числе те лица, которые вчера выступали против "Нашей Украины" и лично Ющенко, а сегодня заявляют, что день его прихода к власти приближали как могли. Начинают злоупотреблять властью, законами, кого-то ежедневно проверять, давить, травить. И это в основном лишь для того, чтобы усидеть в своих креслах.
— Вы житель Украины, но защищаете русскую идею?
— Я русский, чувствую себя человеком русской культуры, русского менталитета. Сказывается то, что родился и вырос в Симферополе, в русской языковой и культурной среде. Россия для украинцев, тем более крымчан, своя по крови, истории, менталитету, культуре. Почему же мы должны в угоду националистам отказываться от России, верить их разглагольствованиям о том, что наша северная соседка желает нам зла, соглашаться с извращением российской, украинской истории? Республиканская партия решительно воспротивится этому.
— Наших читателей интересует ваш взгляд на крымскотатарский вопрос...
— Ситуация в этом отношении такова, что приходится считаться с существованием меджлиса, избранного непонятно по каким законам. Можно сказать, что это нелегитимная организация, но она есть, и есть крымскотатарский народ, для которого, как и для всех людей, важны семья, материальный достаток, образование, социальная защита. Это многострадальный, трудолюбивый народ, которому надо помогать.
Однако меджлис приватизировал право говорить о крымскотатарском народе. Если кто-либо другой говорит о нем не вполне уважительно, то это меджлису только на руку, потому что дает повод становиться в позу защитника крымскотатарского народа. А тот, кто хорошо говорит о крымских татарах, становится противником меджлиса, как бы посягает на его монопольное право так говорить.
Русских на Украине насчитывается более десяти миллионов, представьте, что они создадут свой национальный парламент — русскую думу на Украине. Киеву ад покажется раем, если русских вынудят пойти на такой шаг. Такой парламент наверняка взял бы на себя решение всех вопросов, касающихся жизни русских на Украине.
Я задавал вопрос представителям меджлиса: что лучше для крымских татар — возможность жить со всеми людьми в условиях взаимопонимания, иметь работу, твердый доход или втягиваться в конфликты, борясь за крымскотатарское государство, но при этом бедствовать, жить в условиях неопределенности. В ответ — молчание. А еще спрашивал, почему я должен жить в крымскотатарской республике? Мне говорят: если не хотите, то уезжайте в любую сторону, мол, чемодан, вокзал, Россия... Крымскотатарского государственного образования пусть и в составе Украины нет, да и быть не может, а мне уже говорят, что я должен уезжать.
Пора развеять миф относительно того, что меджлис готов создать крымскотатарскую республику. Не готов и не хочет взять на себя ответственность за это безнадежное дело, потому что изначально знает, что не справится с ним. Вообще, как можно даже говорить о создании в Крыму крымскотатарской республики, где до девяноста процентов населения выступает против такого развития событий.
По мнению создаваемой Республиканской партии, Крым должен стать регионом дружбы. Этот вопрос найдет четкое отражение в программе нашей партии. Между славянскими народами и крымскими татарами гораздо больше того, что их объединяет, по сравнению с тем, что разъединяет. В том числе в историческом плане. Эти вопросы должны найти свое отражение в школьных учебниках. Нам ведь жить вместе и жить надо во взаимном уважении. Именно так смотрят на все это простые люди любой национальности.
Зачастую к нам приезжают «варяги», отхватывают на Южном берегу земли и уезжают в Киев продолжать делать карьеру. Им не дороги интересы местного населения, главное — собственное благополучие. Киевские высокие чиновники раскупили, нередко по заниженным ценам, крымские санатории, дома отдыха, пансионаты и теперь обвиняют нас в том, что мы разбазарили земельные участки. Но их же забирали, используя силу власти, не в ладах с земельным законодательством были и те деятели, которые входят в киевскую команду государственной власти. Это не приемлют ни русские, ни украинцы, ни крымские татары.
В нашем Верховном Совете автономии немало людей, которые еще вчера поддерживали Виктора Януковича, а сейчас выдают себя за последовательных приверженцев «оранжевой революции». Некоторые при этом забывают о гордости, своем почтенном возрасте. И все это ради сохранения руководящего кресла.
— Почему вы ушли с поста министра финансов и как развивается конфликтная ситуация в ваших отношения с президентом В. Ющенко?
— Главная причина ухода — это несогласие с тем, что президент нарушил установленную законом процедуру назначения нового председателя Совмина Автономии. Меня это возмутило до глубины души как человека и как депутата Верховного Совета республики. Он пренебрег Конституцией Крыма, и это глава государства, гарант Конституции? Я решил, что президент должен нести за это ответственность. Написал ему открытое письмо, которое и вручил ему, подал иск в суд. И вот Печерскии суд в Киеве без рассмотрения дела принял решение, что предложения В. Ющенко о на значении нового крымского премьера носят рекомендательный характер. Понятно, что суд тоже нарушил закон, я подал иск в Апелляционный суд. Если И здесь не добьюсь правды, буду обращаться в Европейский суд. Понимаю, что действую во вред себе и своим близким, но не отступлюсь.
Я понял, что нынешний состав Совмина не представляет собой сплоченной команды, я не смог бы работать здесь в полную силу, принося пользу Крыму. А сидеть в высоком кресле ради зарплаты, машины, каких-то привилегий не хочу. Надо поработать не для власти, не для высоких чиновников, а для Крыма, вот и решился на такой шаг, ступил в неизвестное будущее. Будем строить крымский дом. Сформируем для этого команду крымской воли, крымского интереса.
— Александр Александрович, вам могут сказать, что Республиканская партия создается под будущие выборы...
— Меня этот вопрос тоже волновал, я много говорил об этом с лидером партии Игорем Бойко. Твердо заявил ему, что в партию-однодневку не пойду. В результате этих разговоров и последующих событий мне стало ясно, что наша партия создается, что называется, всерьез и надолго. Республиканская партия — это бессрочный проект. За время, оставшееся до новых выборов в парламенты Украины и Крыма, мы многого можем не добиться. Мы сможем катализировать процессы формирования команды, мужественно пройдем через горнило выборов, подвергнемся закалке. Станем крепкой, сформировавшейся партией.
Интервью взял Владимир Петров.