Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
До сравнительно недавних пор Тихая бухта под Коктебелем была известна ученым, туристам да жителям Юго-Восточного Крыма. Сегодня о ее существовании знает большинство политически подкованных граждан Украины. Без малого два года события, разворачивавшиеся на этом почти не тронутом цивилизацией клочке побережья, будоражили Коктебель, Феодосию, Симферополь, простых жителей и облеченных мандатами депутатов, меджлис, правительство и парламент республики, средства массовой информации Крыма, Украины и России; и вот, кажется, в этой скандальной истории поставлена точка. По крайней мере, в это хотелось бы верить. В Тихой бухте сегодня опять тихо.
Чем обычно завершаются скандалы?
Битьем посуды, руганью, дракой. Кто-то из участников не выдерживает и, хлопнув дверью и выругавшись, уходит. За время противостояния в Тихой бухте бывало всякое, мы вспомним об этом чуть позже, а завершилась история тихо. Через несколько дней после объявления бухты памятником природы местного значения татары молча убрались оттуда, прихватив с собой вагончики для жилья. От их присутствия в бухте остались только кучи щебенки и груды ракушечника, огороженные шиферными листами отхожие места да старая ржавая будка, закрытая на висячий замок.
Истории вроде той, что произошла в Тихой бухте, случались в Крыму и раньше. Более того, нет никаких оснований полагать, что они не повторятся в других местах — у нас на полуострове немало привлекательных участков земли. И значит, сейчас мало просто облегченно вздохнуть от того, что конфликт разрешился, нужно еще и попытаться извлечь из него уроки.
Давайте вспомним, как все начиналось.
Конфликт в Тихой бухте возник почти два года назад — в сентябре 2003 года. Причем, как говорят некоторые источники, у этого конфликта были не только национальные корни. Отдельные люди намекают на то, что Тихую бухту тогда просто... продали меджлису.
— В сентябре 2003 года в наши края приехало руководство меджлиса, и кто-то, я не буду сейчас называть фамилию, им показал Тихую бухту и сказал: вот здесь можно строить, — рассказывал нам поселковый голова Коктебеля Алексей Булыга.
Сразу после этого за одну неделю в поселковый совет Коктебеля было подано триста заявлений на выделение земли в Тихой бухте. Очевидно, что это была заранее спланированная акция. Затем постепенно число заявлений дошло до тысячи! Причем, что любопытно, как утверждал Булыга, почти, все заявления поступили от крымских татар, живущих за границами Коктебеля и Большой Феодосии.
Вскоре после массовой подачи заявлений в бухте появились палатки и вагончики крымских татар. В общей сложности они простояли там не меньше полутора лет. Активисты меджлиса даже пытались начать в бухте самовольное строительство жилья. По крайней мере им удалось завезти туда щебенку и камень — пусть и в относительно небольшом количестве.
Я вспоминаю, как мы приезжали в Тихую бухту прошлой осенью. На берегу моря был разбит палаточный лагерь, в котором жили несколько десятков здоровых, лет двадцати-сорока пяти, мужиков. Никаких женщин, детей и стариков. На идейность акции прямо указывали развевавшиеся над будками и палатками голубые флаги с тамгой, а на настроения людей — гулявший над палатками матерок.
То там то тут крымские татары выгрузили, наверное, несколько десятков куч щебенки и камня. Отчасти это была демонстрация серьезности намерений, а отчасти — дележ шкуры неубитого медведя. Захватчики даже успели разметить вбитыми в землю колышками участки будущей «этнографической деревни». При этом утопическая идея создания в бухте «этнографической деревни», без сомнения, была всего лишь вывеской, призванной скрывать истинные планы меджлиса на эту землю. Во всяком случае, кажется, никто из авторов идеи никогда не рассказывал, как эта деревня должна была выглядеть.
Что именно должно было создать в Тихой бухте неповторимый этнографический колорит и аромат? Выгребные ямы? Шалманы с домашним шмурдяком и пловом? Никто этого не знал и не хотел знать. По сути, если бы власти вдруг решили выполнить требования захватчиков, а одно время такая перспектива выглядела вполне реальной, в голой необжитой Тихой бухте пришлось бы строить целый городок с дорогами, школами, детскими садами, почтой, магазинами и т.д. Чтобы представить себе, сколько для этого нужно было бы угрохать бюджетных денег, нужно самим побывать в бухте. Добейся меджлис своего, мы имели бы огромную черную дыру в бюджете — чего, не исключено, и добивались те, кто поддерживал идею «этнографической деревни».
С другой стороны, ясно, что уникальную природу бухты развернувшееся строительство попросту бы уничтожило. Сегодня на территории Тихой бухты зарегистрировано 27 видов флоры и 15 видов наземной фауны, занесенных в Красную книгу Украины, еще два вида животных — болотная черепаха и леопардовый полоз — занесены в Международную Красную книгу, а 64 вида флоры относятся к редким в Крыму эндемичным видам. Наконец, археологи также дали заключение, в котором утверждают, что в Тихой бухте находятся еще не изученные раннесредневековые поселения.
Поселковый совет Коктебеля неоднократно предлагал меджлису альтернативу - выделение нуждающимся татарам участков под строительство частного жилья в черте поселка, однако пикетчики упорно отвергали этот вариант, поскольку предлагаемые участки находятся не на берегу моря, а в паре километров, что, по мнению захватчиков, «помешает развитию национального бизнеса». Между тем национальный крымскотатарский бизнес это такой же миф, как и национальная этнографическая деревня. Если, конечно, не подразумевать под их национальным бизнесом торговлю на рынках да «производство» пахлавы-шаурмы-бастурмы.
А парламент автономии, играя в свои локальные политические игры, целый год тянул с принятием решения о придании Тихой бухте статуса памятника природы местного значения. Впервые этот вопрос должны были рассмотреть в Верховном Совете Крыма 21 мая 2004 года, однако он был перенесен сначала на июнь, затем — на сентябрь, затем — на октябрь прошлого года и, наконец, вообще исключен из повестки дня.
Поразительно, но, несмотря на огромное количество аргументов, доказывающих невозможность строительства в Тихой бухте населенного пункта, акция меджлиса не только привела к затяжному двухлетнему политическому кризису в Коктебеле (да отчасти и во всем Крыму), но и на каком-то этапе всерьез рассматривалась властями.
Отчасти об этом свидетельствует темная мартовская история о якобы данном тогдашним крымским премьером Сергеем Куницыным поручении по началу строительства в районе Тихой бухты пресловутой «этнографической деревни». В ответ на это 26 марта жители Коктебеля организовали сход граждан и в очередной раз потребовали от властей внести бухту в реестр заповедных зон Украины. А Куницын тут же заявил, что не давал никаких таких поручений.
Не заставила себя ждать и ответная реакция захватчиков. Через два дня, 28 марта, около двухсот крымских татар перекрыли на полчаса в селе Насыпном трассу, ведущую в Феодосию. Ну и, наконец, пожалуй, последний «штурм» крымские татары предприняли 12 апреля. В тот день около полусотни человек «заблокировали» Булыгу в его кабинете и, едва ли не в буквальном смысле держа поселкового голову за горло, требовали выделить землю в Тихой бухте. Затем, еще наемного побуянив, крымские татары освободили помещение — судя по всему, еще уверенные в своей неизбежной победе. А чуть больше чем через месяц им пришлось освободить и Тихую бухту.
Девятнадцатого мая парламент Крыма наконец принял решение об объявлении урочища Тихая бухта памятником природы местного значения. За это постановление проголосовали 73 депутата из 84 зарегистрировавшихся в зале заседаний на момент голосования, против — семь. В пакете с этим решением новый крымский премьер Анатолий Матвиенко предлагал депутатам выделить крымским татарам 40 гектаров земли в Алуште, однако парламентарии отказались. Так что в обмен на Тихую бухту меджлису пришлось пока довольствоваться всего двадцатью пятью гектарами земли, находящейся в границах Коктебеля.
Что это дает Тихой бухте?
Самое главное: по украинскому законодательству, строительство жилья на территории памятников природы запрещено. Как сказал поселковый голова Коктебеля, теперь необходимо проделать огромную работу по охране памятника природы. Прежде всего в планах Булыги запретить проезд на территорию Тихой бухты автотранспорта, а также длительное проживание туристов-палаточников, которые оставляют после себя горы мусора. По словам Булыги, уже этим летом на въезде в Тихую бухту установят охранный пост, но пешеходным туристам он мешать не будет. Они по-прежнему смогут беспрепятственно и бесплатно отдыхать на пляже бухты.
Большинство жителей Коктебеля не скрывают того, что они рады такому исходу борьбы за Тихую бухту. Однако меджлисовский цирк-шапито по-прежнему остается в Крыму. Просто теперь его можно будет лицезреть в других местах полуострова. Этим летом главные «гастроли», по-видимому, будут проходить несколькими километрами западнее Коктебеля — в окрестностях Судака. Премьера сезона состоялась там восьмого апреля, когда крымские татары захватили детский лагерь подводников «Шельф».
Не наказывая участников захватов земли, крымские и киевские власти с упорством, достойным лучшего применения, из года в год наступают на одни и те же грабли. Плохо не то, что наши власти делают ошибки. В конце концов, не ошибается ведь только тот, кто ничего не делает. Плохо то, что наши власти не умеют извлекать из сделанных ошибок уроки, то есть демонстрируют полное отсутствие аналитических способностей. По крайней мере, именно об этом свидетельствуют пятнадцать лет «обустройства» на полуострове депортированных крымских татар. Проедьте по Крыму и посмотрите на плоды этого «обустройства». Заброшенные участки с кучами камней, фундаменты и недостроенные дома! Где хозяева всего этого «добра»?
Александр Мащенко