Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 69 (2159), 25 июня 2005 года

В отпуске Борис Дейч займется оздоровлением парламента

Последняя перед летними каникулами сессия крымского парламента проходила в почти спокойной и почти дружественной, в отличие от двух предыдущих сессий, обстановке. Лидер депутатской группы "Союз" Владимир Клычников не указывал новому премьер-министру автономии Анатолию Матвиенко на его ошибки каждый раз, депутаты не подчеркивали постоянно, что Анатолий Сергеевич не знает Крыма и поэтому ошибается в своей деятельности.

В общем напряженности, царившей в крымском парламенте последние два месяца, не наблюдалось. Утомленные, увы, не солнцем (оно нас пока не радует своими жаркими лучами), а дождливой погодой, может быть, или совсем другими, не метеорологическими причинами, крымские парламентарии обсудили пару десятков вопросов и ушли на заслуженный (или не заслуженный, или не всеми заслуженный) отдых.

Но три вопроса все же вызвали оживление в зале. Один — национальный (о геноциде армянского народа), второй — экономический (об отчете правительства по бюджету), третий — политический (о репрессиях). Хотя, если разобраться, все эти вопросы по сути были политическими.

Киселев требует жертв

Возмутителем всеобщего спокойствия на сессии стал первый заместитель крымского спикера Василий Киселев.

После длительного обсуждения повестки дня депутаты прослушали информацию Анатолия Матвиенко обо всем. И о курортном сезоне (он у нас все-таки начался), и об уборке урожая зерновых (они убираются), и о подготовке к работе в осенне-зимний период (обещали, что теплом будем обеспечены, но платить за него, а также за воду станем больше), и об инвестициях (на них премьер надеется).

В отведенное регламентом время Матвиенко уложился точно. А его соратник и подчиненный (министр финансов Сергей Ляшенко) решил то ли перещеголять начальника в скорости, то ли попасть в Книгу рекордов Крыма — его бюджетный отчет занял ровно две с половиной минуты.

За такое рекордное время и до трехсот сосчитать не каждый сможет, а не то что отчитаться за 356 дней в году, но новый министр финансов смог.

Это абсолютно не понравилось председателю оранжевой фракции Анатолию Бурдюгову. Он резко выступил против порочной практики упрощенного отчета по бюджету. "Это не отчет, это фикция! — заявил Бурдюгов. — На каждом пленарном заседании мы должны заслушивать один из блоков бюджета: как использовались деньги, куда пошли и в каком количестве, достаточно этого или не достаточно. То, что мы пытаемся свести весь отчет к пяти минутам, — это просто обман нашего населения и самих себя!"

Следом на арену борьбы выступил Василий Киселев. Его, правда, интересовала не спринтерская скорость отчета о бюджете за 2004 год, а суммы из этого бюджета, потраченные прошлым и, конечно же, как все прошлое сегодня, преступным правительством на строительство нескольких объектов. В списке этих объектов библиотека имени Франко, цирк имени Тезикова, стадион "Локомотив" и ряд других. По словам Киселева, по этим объектам многое зависло и висит: "Зависли бюджетные средства, <...> зависли миллионные суммы, зависли документы, <...> бюджетные средства висят".

С терминологией вице-спикера не согласились многие депутаты. Александр Пресс упрекнул Василия Киселева в постоянных намеках на какие-то страшные нарушения в составе прошлого правительства и призвал коллегу не ходить вокруг да около, называть факты, называть вещи своими именами и, если есть информация о том, что кто-то что-то украл, указать конкретных виновников, потому что "ловить черную кошку в темной комнате перед выборами можно бесконечно".

На предвыборную причину борьбы своего заместителя за справедливость указал и Борис Дейч: "Несмотря на то, что наступает предвыборная кампания марта 2006 года, я бы хотел обратиться ко всем депутатам <с предложением> этим заниматься вне стен здания парламента, а тут заниматься каждодневной кропотливой работой. <...> Почему мы должны проверить десять или пять названных вами предприятий, а не тысячу?" Андрей Припутников призвал всех посмотреть трезво на вещи и поблагодарить и руководство бывшего правительства, и Министерство финансов, и бюджетный комитет за то качество бюджета, которое было продемонстрировано в 2004 году, потому что такой бюджет, который был в прошлом году, вряд ли мы с вами увидим. А если и увидим, то это, по мнению Припутникова, будет не скоро — в связи с тем, что те социальные ориентиры, которые сегодня взяла наша страна, не отвечают доходной базе бюджета.

О прошлом напомнил Василию Киселеву и Владимир Казарин: "Мы вместе работали три с половиной года, и от вас, уважаемый Василий Алексеевич, ни разу не слышали, чтобы вы возражали против цирка или каких-то других объектов и ставили вопросы о нецелевом расходовании средств. И сегодня, когда правительство уже ушло в отставку, ставить эти вопросы по меньшей мере неэтично. Я бывший член этого правительства и согласен, если есть какие-то обвинения, давайте в конкретных выражениях и с фактами передавать все в прокуратуру. Но <сегодня> я, как заместитель председателя Совмина этого состава, благодаря вашим обвинениям оказываюсь в числе тех расхитителей, которые три с половиной года разворовывали народное добро". Не соглашаясь с этим огульным обвинением, бывший вице-премьер заявил, что если Киселев будет настаивать на своем предложении по созданию комиссии по проверке деятельности бывшего Совмина, то он внесет предложение о создании аналогичной комиссии по проверке работы руководства крымского парламента.

Александр Баталии обратился к спикеру с просьбой "в период отпуска серьезно ОЗДОРОВИТЬ СИТУАЦИЮ В РУКОВОДСТВЕ ПАРЛАМЕНТА". На том и порешили. Депутаты не поддержали Василия Киселева, а он уже особенно и не настаивал на создании комиссии.

Акт мести или доброй воли

Вопрос о прекращении в стране политических репрессий был поднят на сессии сразу двумя депутатами — Сергеем Цековым и Владимиром Клычниковым. Их поддержали большинство коллег по парламенту. Вопрос в повестку дня включили. Против выступили трое — вице-спикер Ильми Умеров и два депутата из фракции "Народный союз "Наша Украина" Василий Ганыш и Кирилл Трандафил. Но они остались в меньшинстве. И уже в конце заседания парламентарии дружно проголосовали против полит-преследований, обратившись по этому поводу с письмом к президенту.

В письме к Виктору Ющенко они отметили, что "призывы к акциям гражданского неповиновения, прозвучавшие в Киеве со стороны активистов помаранчевой революции, а также последовавшие за ними действия не повлекли за собой никаких правовых последствий". Но если события на майдане не получили никакой правовой оценки, то в отношении некоторых крымчан, принимавших активное участие в избирательной кампании, Прокуратура АРК возбудила уголовные дела. В глазах многих жителей полуострова это, по мнению депутатов, "выглядит как АКТ МЕСТИ (выд. авт.) новой власти, проявленной по отношению к политическим оппонентам". Уповая на сохранение в стране политической стабильности (где они ее увидели?), на соблюдение политических прав и свобод (с каких это пор они у нас соблюдаются?), крымские парламентарии предлагают президенту Украины Виктору Ющенко "объявить в День Конституции политическую амнистию для лиц, принимавших активное участие в президентских выборах". Это, по их мнению, будет воспринято всеми гражданами Украины как проявление доброй воли, направленной на поддержание мира и консолидацию общества. Ждать осталось недолго. Буквально на днях мы узнаем, совершит Виктор Андреевич АКТ ДОБРОЙ ВОЛИ или нет.

Наталья Киселева