Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Андрей Захаров
"Власть, которая подавляет демократическую прессу, должна уйти в отставку". Это громогласное заявление с парламентской трибуны сделал ярый оппозиционер Виктор Ющенко в 2002 году.
Сейчас, когда он сам стал олицетворением власти в Украине, давление на СМИ усилилось многократно.
Но ни Виктор Андреевич, ни его дорвавшаяся до власти "оранжевая" команда никуда уходить не собираются.
Вместо того чтобы развивать демократию, как было обещано на Майдане, власть затыкает рты неугодным газетам да телеканалам.
На смену "темников" пришли "томники"
Докладчик мониторингового комитета Парламентской ассамблеи СЕ Ханне Северинсен, побывав зимой этого года в Киеве, заявила, что в Украине исчезло такое явление как темники. Сей вывод она сделала, посмотрев телевизор, о чем и доложила своим коллегам по Совету Европы.
Действительно, темники в Украине исчезли, но на их смену через месяц после отъезда Северинсен пришли Томники
Так по фамилии вице-премьер-министра Украины по гуманитарным и социальным вопросам Николая Томенко журналисты называют документы, в которых сказано как и с какой именно позиции надо освещать то или иное событие. А тем временем Виктор Ющенко твердит, что в стране нет политической цензуры и призывает журналистов "защищать национальные интересы Украины".
Т.е. писать так, чтобы никого из высокопоставленных чиновников не обидеть, да действия власти не критиковать. Мол, это подрывает ее авторитет в глазах народа и мирового сообщества. При этом в секретариате президента собирают досье на авторов статей, критикующих власть, соответствующие службы прослушивают их мобильные телефоны. Более того, в решение вопросов, о чем должен писать или не писать журналист вмешивается лично президент.
Так, одна знакомая журналистка, работающая в популярном всеукраинском издании, рассказывала автору этих строк, как ей на "трубу" звонил лично Ющенко. Она готовила материал о первой супруге президента Украины и пыталась договориться с ней о встрече. "Не ковыряться в грязном белье и искать более интересные и нужные Украине темы для репортажей" ей посоветовал лично Виктор Андреевич. Надо ли говорить, что от такой "демократичности" президента журналистка была просто в шоке.
Дело партии - дело народа
Действительно, ограничения свободы слова возможны при любой власти. Но, если раньше против цензуры в Украине протестовали открыто, проводили парламентские слушания создавали независимые профсоюзы журналистов, устраивали забастовки и т.д., то сегодня об этом уже боятся говорить вслух.
Ведя заумные дискуссии о свободе слова в новой "демократической" Украине, Виктор Ющенко засекречивает собственные указы, ограничивает присутствие прессы на совещаниях, а его соратники по борьбе стараются не подпускать к себе журналистов.
В то же время устраиваются показательные экскурсии по Кабмину, а все газеты да телеканалы показывают тахту, на которой в редких перерывах отдыхает премьер-министр. Мол, это и есть обещанная открытость власти и обещанная демократия. На местах подобострастные лакеи новой власти этот стиль работы спешат перенять и многократно приумножить. Об этом как раз и пойдет речь.
С недавних пор по всем вертикалям новейшей партии власти Национальный союз "Наша Украина" начал рассылать документы, где рядовым членам партии растолковывают основные события последних дней и то, как их надо преподносить простым смертным и освещать в СМИ, т.е. такой небольшой "оранжевый" темник.
Естественно, его существование можно оправдать, утверждая, что это всего лишь внутрипартийный документ, способствующий формированию мнения исключительно "нашеукраинцев" и не более того. А в этом как раз и вся загвоздка.
При формировании структуры новой "демократической" власти в Украине главным критерием отбора претендентов была их партийная принадлежность и верность идеалам "оранжевой революции".
А потому все, кто стоит у власти, от руководителей на местах, глав районных и поселковых администраций до Кабинета министров, - или состоят в партии власти, или вступят в нее в ближайшем будущем. К примеру, 10 глав государственных областных администраций возглавляют областные организации НСНУ. И для них слово и дело партии - это святое.
А посему, как в старые советские времена - дело партии - это дело народа. Надо ли уточнять, что на уровне области слово губернатора - закон, местные газетчики и телевизионщики буквально заглядывают им в рот и ловят каждое слово, дабы донести его в массы, умножить и преумножить.
А мысли для этих слов губернатор или чиновник рангом повыше черпает как раз из документов, вышедших из-под пера "оранжевых" идеологов. Таким образом, подобные "инструкции" выглядят как прямым приказом к действию, ведь партийные должностные лица контролируют местные СМИ, распоряжаются админресурсом и в целом являются достаточно влиятельными людьми.
Власть, какого цвета она бы ни была всегда будет пытаться влиять на общественное мнение, чтобы остаться властью.
Но то, как делает это власть "оранжевая", выглядит цинично и бесцеремонно. С помощью проверок и судов власть, может остановить работу любого средства массовой информации.
А намерение ввести регистрацию интернет-изданий - это попытка ввести цензуру в самом доселе свободном и демократичном источнике информации - в Интернете. После этого остается только ввести цензуру мыслей!