Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Страна.Ru", 28 июня 2005 года

В спор за принадлежность крымского культурного наследия вступили караимы

Древний народ, насчитывающий сегодня не более двух тысяч человек, требует вернуть ему пещерный город Чуфут-Кале и священное кладбище Балта-Тыймез

Мария Чегляева

Крымские караимы обратились к украинским властям с просьбой оказать им помощь в сохранении собственного этноса и культуры. Сейчас в мире осталось всего около двух тысяч представителей этой народности. 1200 из них живут на Украине, в том числе около 800 человек в Крыму. Ассоциация караимов Крыма "Крымкарайлар" считает, что для сохранения народа, его культуры и истории украинским властям необходимо как можно скорее утвердить государственную программу, направленную на повышение рождаемости, помощи молодым семьям (в том числе жильем) и подготовку национальных кадров. Также караимы хотят вернуть себе такие культовые сооружения, как пещерный город Чуфут-Кале и священное кладбище Балта-Тыймез.

История караимов далеко не однозначна, впрочем, как и история многих этносов, берущих свое начало в древности и средневековье. Караимов относят к потомкам древних тюркских племен, проживавших на территории Хазарского каганата в VIII — X вв. Изначально термин "караим" ("библеец") относился не к этносу, а к вероисповеданию — "караимизму", однако впоследствии он стал названием народности. Вероучение караимов основано на иудейской религии, но они отрицали Талмуд, признавая в то же время входящее в состав Библии Пятикнижие Моисея.

Само слово "караим" — относительно недавнего происхождения. Ранее они назывались "Баале-Микра" и "Бене-Микра". Религиозная община была основана Ананом приблизительно в 8 в., причем она носила антираввинский характер. Учение предписывает своим последователям полную свободу исследования Моисеева закона. Считается, что последователи Анана пришли в южнорусские земли в конце XII в., и только в конце XIII в. переместились в Тавриду и обосновались в Солхате (Старый Крым).

Община караимов в Крыму была замкнутой. Их быт и одежда не отличались от тех, что можно было увидеть у татар. Хотя караимы и говорили по-татарски, они сохранили собственный язык. Их основным видом деятельности были торговля и ремесло, реже — земледелие и скотоводство. После включения Крыма в состав России положение караимов изменилось. При Екатерине II караимы стали яростными приверженцами Российской Империи и врагами евреев, исповедующих иудаизм. В связи с этим они получили ряд привилегий, в том числе и возможность расселяться по всей территории страны (которой были лишены евреи, ограниченные "чертой оседлости"). После этого караимы стали уезжать из обжитого, но сурового горного города Чуфут-Кале.

Что касается самого Чуфут-Кале (в переводе с турецкого это означает "иудейская крепость"), то расположен этот город к востоку от Бахчисарая. Археологи относят его основание к X — XI векам. Тем не менее, караимские источники говорят о гораздо более древнем происхождении крепости — VI век до н.э. Расходятся и исторические версии об основателях Чуфут-Кале.

Согласно свидетельствам арабского ученого XIV века Абульфеды, в XIII веке Чуфут-Кале был заселен племенем иранского происхождения — аланами, которые, уже перебравшись на просторы Тавриды в 3-4 веках новой эры, приняли христианство. В том же веке город был захвачен татарами, которые дали ему название Кырк-Ор ("сорок укреплений"). Также принято считать, что именно татары на рубеже XIV и XV веков поселили здесь караимов-ремесленников, после чего город стал крупным торговым центром. В середине XVII века татары покидают Кырк-Ор и там остаются только караимы. Татары, которые считали караимов евреями, и дали городу новое имя — Чуфут-Кале.

Исследователь Авраам Фиркович, придерживающийся караимской версии происхождения Чуфут-Кале, считает эту народность исконными жителями Тавриды еще с 6 века до н.э. Согласно его версии, израильтяне-караимы прибыли в Крым при Камбизе (529-522 г. до н.э.) и основали такие города как Солхат, Онхат и Сола-Гагегудим (Чуфут-Кале).

Сейчас Чуфут-Кале — это один из самых посещаемых и хорошо сохранившихся средневековых пещерных городов. Там сохранилась гробница, в которой была похоронена дочь хана Золотой Орды Тохтамыша, умершая в 1437 г.

Представляется, что из-за различных трактовок истории просьба караимов вернуть им Чуфут-Кале может привести к тому, что свои права на этот город могут заявить и татары, и любая другая нация, которая сочтет себя потомками древних аланов (например, осетины).