Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
Лейла Такош
В среду оба руководителя автономии: премьер-министр Сергей Куницын и председатель ВР АРК Борис Дейч — были вызваны в Киев к главе секретариата президента Александру Зинченко. Предположительный предмет беседы -отставка Куницына. Такой исход событий был вполне прогнозируемым, и все-таки не все в Крыму оказались к этому готовы.
Сергей Куницын, рассчитывающий, что новое руководство страны оставит его при должности, так как в Крыму действуют иные кадровые законы, чем в других регионах Украины, кажется, просчитался. Премьеру, видимо, не простили ни его активной поддержки кандидата от власти во время президентской кампании, ни громких заявлений после выборов о намерении создать оппозиционную силу на полуострове на базе общественных организаций, входящих в блок "Крым за Януковича", ни последних неосторожных шагов с палаточными городками казаков и эндепешников.
Крымский премьер рассчитывал и на "свою" фракцию "Стабильность" в парламенте, и на тесную партнерскую связку с Дейчем. Но "Стабильность" начала активно разваливаться: сначала из нее ушли "оранжевые Бурдюгова", потом "союзные люди Миримского". Что касается Бориса Давыдовича, он неоднократно демонстрировал, что "сдавать" Куницына не намерен. Но если такое предложение поступит от президента, то говорить о каком-то серьезном сопротивлении будет излишне.
Скорее всего, Куницыну предложат мирный вариант ухода - с собственноручным написанием заявления об отставке. По логике, он должен его принять, так как отработка сценария "врагу не сдается наш гордый "Варяг" может кончиться плачевно, учитывая, какие неприятности в последнее время образовались у крымского правительства с прокуратурой. Во времена Кучмы добровольная отставка, вернее освобождение места для другого, более нужного президенту человека, гарантировала переход на другую почетную работу. К примеру, Аркадия Демиденко устроили в свое время в Минтранс, для Василия Киселева (его "уходили" с поста представителя президента) придумали специальную должность замминистра АПК по Южному региону, самого Куницына после первой отставки сделали советником президента. Теперь ситуация другая: Сергею Владимировичу, скорее всего, ничего не предложат взамен. За ним останется только мандат депутата ВР автономии и масса возможностей для подготовки к парламентским вы-борам-2006. Если пока еще действующий крымский премьер отнесется к такому повороту судьбы философски, то поймет, что на самом деле ему повезло. Оставаясь главой Совмина, он не смог бы долго балансировать между лояльностью к Ющенко и симпатиями основной части крымского населения, проголосовавшего за Януковича.
Из многочисленных претендентов на кресло премьера самым реальным шансом сегодня обладает Владимир Шкляр - народный депутат и доверенное лицо Ющенко во время президентской кампании. По некоторым данным, его кандидатура уже утверждена президентом.
Владимира Борисовича из-за дефицита информации о его личности уже окрестили "темной лошадкой", хотя он местный уроженец — на момент выборов в ВР Украины житель села Клепинина Красногвардейского района. Официальная биография Шкляра дает о нем самые скудные сведения: год рождения - 1960, образование - высшее техническое, партийность - Аграрная партия, должность до депутатства - директор Крымской государственной опытной станции УААН. В украинском парламенте он был заместителем председателя Комитета по вопросам аграрной политики, входил в депутатскую группу "Народовластие", а затем в группу "Центр" Литвина.
Говорят, Владимир Шкляр амбициозен, напорист, из всех способов политического боя предпочитает лобовую атаку. Возможно, поэтому особо не скрывает, что хочет стать новым крымским премьером. В интервью "Контекст-медиа" он заявил: "Это большая ответственность в условиях нашей крымской палитры, конфликтов интересов. Это сложная задача. Но я, в принципе, понимаю, что это почетно. Если хорошо все получится, то хотел бы, но только ради того, чтобы показать, что можно работать лучше. У нас постоянно одни и те же фамилии крутятся — Горбатов, Куницын. Мне кажется, что Крым может рассчитывать на лучшее". Здесь же он прошелся и по действующему премьеру: "Куницын опоздал с тем, когда нужно было подавать заявление об отставке. Гораздо красивее это было сделать раньше, а вот сейчас это уже с душком... Не время Куницына прошло, просто прошло время таких подходов и такой морали".
В телефонном разговоре с "1К" Владимир Шкляр сказал, что если ему будет предложено встать во главе исполнительной власти автономии, то своей главной задачей он считал бы деполитизацию правительства, отсюда первый шаг -"инвентаризация кадров". Шкляр утверждает, что при формировании нового кабинета в своих переговорах с депутатским корпусом он не будет использовать привычный бартер: вы мне голоса в парламенте - я вам места в новом правительстве. Впрочем, так говорят все кандидаты в премьеры, но потом земное желание получить больше голосов поддержки убивает всякую романтику в процессе подбора кадров. Поэтому очень скоро в здании парламента начнутся большие торги, а главный аукцион, скорее всего, состоится 16 марта — в день очередного заседания ВР Крыма.
Впрочем, пока все это -только предположения. Ведь утверждалось же с высокой степенью вероятности, что представителем президента в автономии станет Анатолий Бурдюгов, а сегодня это уже подвергается сомнению.
Новая метла в исполнительной власти, прежде чем начнет заниматься своими непосредственными хозяйственными обязанностями, поднимет много пыли в политической атмосфере полуострова. Дележ портфелей в условиях, когда перед парламентскими выборами все будут стараться получить в свои руки как можно больше рычагов админресурса, обещает окончательно разбросать крымский депутатский корпус по разные стороны баррикад. Вопрос, захочет ли в этом участвовать Дейч? Потеряв привычную среду (Куницын, Свиридонов, Паламарчук), он может (пусть не сразу) принять решение уйти со своего поста. Если это произойдет, то, во-первых, больше не будет главной стабилизирующей фигуры в парламенте, во-вторых, начнется новая борьба, теперь за место спикера.
Нынешние перемены затронут еще один серьезный (и очень тонкий) фактор политической жизни полуострова — крымскотатарский. Меджлис не скрывал, что поддерживает Куницына. Мустафа Джемилев, говорят, прямо заявил об этом на своей недавней встрече с Ющенко. И получил совсем другой результат, Шкляр, если станет премьером, как он сообщил "1К", — собирается формировать правительство по национальному признаку", а значит, вся прежняя квота меджлиса на министерские посты будет аннулирована. В результате мы станем свидетелями не просто личностного конфликта, а возврата к тем временам, когда крымские татары, чтобы попасть в кабинеты, воевали на площадях.
На момент сдачи номера в типографию не было известно, чем закончился киевский вояж Куницына и Дейча. Вопрос, уходит крымский премьер или нет, остается открытым.