Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
Лиля Буджурова
Дело об убийстве известного журналиста Гонгадзе, которое принесло Украине печальную мировую славу, раскрыто. Как сообщил президент страны, убийцы Георгия задержаны и дают показания. Осталось найти заказчиков страшного преступления. Имена неизвестны, но понятно, что их обнародование станет самым громким скандалом новейшей истории государства.
Гия Гонгадзе исчез в ночь на 16 сентября 2000 года. Его друзья и коллеги сразу забили тревогу — начиная с лета Георгий, оппозиционный журналист, известный публикациями, разоблачающими власть, и на тот момент главный редактор интернет-газеты "Украинская правда", заметил за собой слежку. Кроме того, люди с милицейскими удостоверениями начали "прессовать" его друзей и коллег. В связи с этим Георгий 14 июля написал открытое письмо генпрокурору Украины Михаилу Потебенько, в котором выразил "протест против наглого поведения правоохранительных структур", расценил это как провокацию с целью запугать его и потребовал остановить беззаконие.
Генпрокуратура, возбудившая уголовное дело в связи с исчезновением журналиста, почему-то линию слежки проверять серьезно не стала, взамен этого предлагая общественности многочисленные бытовые версии случившегося. В середине ноября в Таращанском лесу близ Киева было найдено обезглавленное тело мужчины, рядом с которым лежали украшения, принадлежавшие Георгию. Экспертиза выявила на теле старые осколочные ранения правой руки (как раз такие были у Гонгадзе, попадавшего под обстрелы в Абхазии, — в этой войне он был санитаром, сказав матери, что не сможет убивать грузин) и определила, что голова была отрублена острым предметом, предположительно топором. Тем не менее в заключении, подписанном Потебенько, было сказано: "Установить причину смерти невозможно". Окончательно стало ясно, что "таращанское тело" — это убитый Гонгадзе, после двух зарубежных ДНК-исследований.
Но главный шок, который породил настоящую оппозицию в стране, назвавшую себя тогда движением "Украина без Кучмы", наступил после обнародования лидером Соцпартии Александром Морозом аудиозаписей, сделанных в кабинете президента Украины офицером его охраны Николаем Мельниченко. Пленки майора, а потом и его записанные на телекамеру признания были заслушаны в парламенте. На них человек с голосом, похожим на голос Леонида Кучмы, якобы разговаривая с министром ВД Юрием Кравченко и тогдашним главой своей администрации Владимиром Литвиным, настаивал на необходимости устранения "оборзевшего" журналиста. А человек с голосом, похожим на голос главного милиционера страны, отчитывался о слежке за Гонгадзе и обещал справиться с ним при помощи группы, которую он назвал своими "орлами". Кучма, конечно, назвал эти записи фальшивыми, и как следствие — генпрокурор не приобщил их к делу Гонгадзе.
С той страшной осени прошло почти пять лет, за которые один прокурор сменял другого, одна версия преступления -другую, и дело об убийстве журналиста стало не только бесперспективным "висяком". Обезглавленное и непохороненное тело Гии превратилось в главную международную проблему Украины, за которой с той поры прочно укрепилась репутация страны, где зверски убивают оппозиционных журналистов, а ее руководство ходит под подозрением в причастности к этому злодеянию.
Нельзя сказать, что убийство Гонгадзе вовсе не расследовалось. Время от времени в общество вбрасывались какие-нибудь разоблачения, и тогда действующий на тот момент генпрокурор утешал друзей и мать Гии тем, что вот-вот они узнают всю правду. В очередной раз дело мертвого журналиста ожило перед самыми выборами. В июне 2004 г. британское издание "Индепендент", заявив, что располагает документами, полученными от офицеров МВД, следившими за журналистом по поручению генерала Алексея Пукача — непосредственного начальника наружки, который напрямую подчинялся министру МВД Кравченко. Эти документы были переданы иностранному изданию, так как офицеры были убеждены в том, что генпрокурор Васильев уничтожил важные вещдоки, чтобы запутать следствие и не позволить довести его до конца. Сенсацией стала информация о том, что Пукач уничтожил документы о слежке за журналистом, и о том, что киевский прокурор Владимир Бабенко, который вел следствие, старался уничтожить тело журналиста после того, как его нашли.
В этой же нашумевшей публикации содержалась и ссылка на показания бывшего замначальника УБОПа Киевской области Игоря Гончарова -лидера банды так называемых оборотней (бывших и действующих на то время сотрудников МВД, занимавшихся убийствами и вымогательством и арестованных в 2002 году). Письмо Гончарова попало в руки журналистов еще раньше и было опубликовано на нескольких сайтах. В нем "оборотень" признавался; "...Член группировки преступного авторитета Киселя — Нестеров Юрий совместно с двумя работниками спецподразделения "Сокол" при УБОПе Киева и работником отдела УБОПа Киева на Московской площади, используя информацию УКС (Управление криминального сыска) МВД Украины, похитили в сентябре 2000 года на бульваре Леси Украинки журналиста Гонгадзе и под предлогом доставки его в милицию отвезли на один из складов в Московском районе Киева, где подвергли пыткам через удушение удавкой... В ходе пыток удушением журналист был убит, тело отвезено в лесопосадки в сторону поселка Украинка... Основанием для похищения Гонгадзе были его статьи".
Генпрокуратура, конечно же, возбудила очередное уголовное дело... по поводу того, как документы попали в "Индепендент". Но уже в сентябре 2004 года МВД Украины признало, что в 2001-м документы, которые могли бы подтвердить оперативную слежку за журналистом Георгием Гонгадзе перед его исчезновением, были уничтожены на том основании, что... "истек их срок хранения". Люди — носители этой информации тоже рисковали "исчезнуть". Криминального авторитета Киселя пытались взорвать (сейчас он, говорят, собирается уйти в монастырь), "оборотень" Гончаров умер при странных обстоятельствах в СИЗО. Еще одного фигуранта — Нестерова, находящегося под подпиской о невыезде, хотели убрать несколько дней назад. В него 28 февраля бросили гранату, когда он подходил к дому своих родителей.
Дело Гонгадзе — самое грязное и резонансное в новейшей истории Украины, оставшееся стране после ухода старой власти, стало для нового руководства государства тяжелым наследством. С другой стороны, в случае его раскрытия Ющенко мог бы говорить о первом громком успехе своего правления. Не зря имя Гия звучало и на майдане, и в инаугурационной речи. Не зря президент встречался с матерью журналиста — пани Лесей, а новый министр ВД заочно объявил амнистию тем, кто добровольно придет в милицию с признанием. Кстати, Юрий Луценко повесил портрет Георгия в комнате отдыха МВД с тем, чтобы его сотрудники знали, какое дело для них самое главное. Не собирался оставаться в арьергарде и генпрокурор Святослав Пискун, для которого успешно завершенное следствие — почти 100%-ный шанс сохранить должность.
Как бы то ни было, граната, брошенная в Нестерова, сдетонировала. Собрав журналистов, президент сделал сенсационное заявление — дело Гонгадзе раскрыто, его убийцы задержаны и дают показания. Виктор Ющенко не скрывал, что его потрясло то, что он узнал о последних часах жизни погибшего журналиста. "Это страшная смерть, — сказал президент. — Мне тяжело было поверить, что в этом тысячелетии люди, которые относятся к государственным служащим, казалось, всем обеспеченные, могут иметь такую злость, такую ненависть, такое животное поведение по отношению к своим гражданам". Имен преступников он не назвал, неизвестны и заказчики, определить которых — главная задача следствия. Но какими-то данными правоохранители уже обладают, иначе из уст президента не прозвучало бы: "На мой взгляд, то, что убийство не раскрывалось четыре с половиной года и сейчас раскрыто за несколько недель новой власти, свидетельствует, что предыдущая власть не только не имела политической воли его раскрыть... Предыдущая власть не только имела дефицит желания его раскрыть... Но что важно заявить — предыдущая власть была "крышей" для убийц".
Позже генпрокуратур сообщил о задержании двух полковников милиции из управления разведки, которые убивали журналиста. Третий офицер находится под подпиской о невыезде, четвертый (Пукач) объявлен в международный розыск. Генпрокурор также заявил, что ему уже известно имя человека, отдавшего приказ уничтожить Гонгадзе. По словам Пискуна, "Георгий Гонгадзе был убит путем удушения", после чего его тело облили бензином и подожгли. В то же время Генпрокуратура опровергла информацию о якобы уже найденной голове Гонгадзе. Но, судя по всему, место, где ее спрятали, известно, иначе Ющенко не стал бы говорить о том, что тело Георгия скоро предадут земле. Как известно, Леся Гонгадзе отказалась хоронить сына, пока ей не отдадут все его тело.
Эта женщина, потерявшая единственного сына, самый лучший свидетель того, в какой стране мы жили совсем недавно. Кто бы ни был заказчиком и исполнителем убийства Гии, они никогда не смогут искупить того, что пережила Леся Гонгадзе. Каждый день мать просыпалась с мыслью, что тело ее ребенка, изуродованное и обезглавленное, не может быть похоронено, потому что прокуратура вместо того, чтобы искать преступников, искала возможность их укрыть. Все пять лет.
Поэтому пани Леся никому не говорит сегодня "спасибо". Она собирается судиться с Генпрокуратурой Украины, которая могла бы предотвратить несчастье, если бы летом 2000 года отреагировала на письмо Георгия Гонгадзе.
Из-за другого своего сына она тоже судилась. 21 мая 1969 года в одном из тбилисских роддомов она родила мальчиков-близнецов. Роды были тяжелыми, и, когда женщина очнулась, ей сказали, что у нее только один ребенок — Гия, а второй ей только померещился. Отцу детей Руслану Гонгадзе была рассказана другая история: брат-близнец Георгия умер. Потом врачи все объясняли путаницей и отказались выдать даже справку о смерти ребенка. Через год главного врача больницы осудили, но ребенка так и не вернули, предъявив родителям свидетельство о смерти сына, оформленное задним числом. Пани Леся уверена, что ее хлопчика украли. У оставшегося у матери Георгия через 29 лет тоже родятся близнецы — девочки Соломэ и Нана. А еще через 1,5 года у пани Леси украдут второго сына.
Раскрытие убийства Гонгадзе не останется без политических последствий. Как считают многие политики и политологи, это повлечет "перекройку" политикума и поставит крест на карьере некоторых политиков, которые сейчас находятся на высоких постах. Пленки Мельниченко, в случае приобщения их к делу в качестве вещественных доказательств, ударят по многим и в первую очередь по Кучме, Кравченко и Литвину. Если первые двое — уже "отработанный" политический материал, то нынешний спикер -одна из центральных фигур украинского властного Олимпа. Скандал такого уровня, как подозрение в причастности к делу Гонгадзе, грозит ему большими потерями, прежде всего на будущих парламентских выборах.
Как бы то ни было, Литвин сейчас — легкая добыча. И Ющенко трудно будет отказаться от искушения взять его на крючок. А в качестве равноценного обмена за сохраненную репутацию спикеру могут предложить стать более уступчивым в проведении политической реформы. Вернее, в ее непроведении.
По отношению к еще одному фигуранту пленок Мельниченко — бывшему главе МВД Юрию Кравченко — будут применяться методы, явно не дипломатические. В пятницу он уже вызван на первый допрос в Генпрокуратуру.