Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымский Обзор" 13 марта 2005 года

Футбол тоже бывает "кровавым спортом"

Крымские следы "донецких татар"

Расследование резонансных дел прошлых лет, связанных с донецким криминалом, находит отголосок в Крыму. Здесь переплелись интересы финансовых и криминальных группировок, политических деятелей автономии и экстремистских организаций исламистов.

Выданный Грецией бывший милиционер Вячеслав Синенко, обвиняемый во взрыве донецкого стадиона "Шахтер", "был соучастником банды "Кушнира-Рябина", на счету которой убийства народных депутатов Евгения Щербаня и Вадима Гетьмана". Об этом сообщает радикальный Комитет "Свободный Крым" со ссылкой на источники в МВД.

Непросто сложилась судьба бывшего милиционера: после взрыва Вячеслав Синенко бежал. Его поймали в прошлом году в Греции, где он жил нелегально и работал на стройке. Синенко задержали прямо на улице после окончания рабочего дня.

"Новый оранжевый режим надеется, что показания Синенко позволят ему начать репрессии против донецкого клана", – утверждает радикальный Комитет "Свободный Крым".

Напомним, что взрыв на донецком стадионе "Шахтер" произошел 15 октября 1995. В этот день на стадионе проходил матч между командами "Шахтер" (Донецк) и "Таврия" (Симферополь). Его жертвами стали пятеро охранников фирмы "Люкс" во главе с бывшим руководителем контрразведки Донецкого областного управления КГБ, полковником в запасе Виктором Двойных, и особа, которую они охраняли –президент футбольного клуба "Шахтер" Ахать Брагин, которого МВД предпочитает именовать "криминальным авторитетом по кличке Алик Грек".

Погибший в результате теракта Ахать Брагин, руководивший донецкой фирмой "Люкс", хорошо известен в Крыму по связям с Партией мусульман Украины. Сегодня эту партию возглавляет брат погибшего, Рашид Брагин, который в течение 2004 совершал регулярные рейды в Крым и призывал крымских татар голосовать за кандидата в президенты Украины Виктора Януковича.

Деятельность Брагиных вызывала резкое осуждение крымскотатарского "этнического парламента" Курултай и его исполнительного органа – Меджлиса крымскотатарского народа. Последние в течение многих лет поддерживали Виктора Ющенко и движения, связанные с Народным Рухом и "Нашей Украиной".

Аналитики прогнозировали полную поддержку Виктора Ющенко со стороны крымских татар на президентских выборах 2004, однако голоса последних, если верить официальным данным Центризбиркома Кивалова, разделились примерно поровну. По мнению крымских социологов, эти данные, – независимо от степени их фальсификации, – указывают на активные действия "донецких татар" в Крыму.

Помимо Партии мусульман, возглавляемой Брагиным-вторым, против Меджлиса и Виктора Ющенко в Крыму агитировали исламские фундаменталисты "Хизб-ут-Тахрир", которых координировал бывший имам главной мечети Симферополя Руслан Мустафаев. Изгнанный с поста муллы, руководитель Хизб-ут-Тахрир в горячие дни "Помаранчевой революции" участвовал в "Съезде сепаратистов" в Северодонецке, где заверил Виктора Януковича в поддержке крымскими татарами идеи юго-восточной автономии.

Как удалось выяснить местным журналистам, Руслан Мустафаев долгое время жил за пределами Украины – то в Дагестане, где служил во вневедомственной охране и принимал боевое крещение в событиях 1999-го, – то в Москве, где в 2001 участвовал в столкновении между кавказцами и "афганцами" и был тяжело ранен не то "баркашовцами", не то, по официальной версии московской милиции, болельщиками "Спартака". В последнем эпизоде Руслан Мустафаев проходит уже как гражданин Азербайджана и активист религиозной общины.

С таким послужным списком Руслан Мустафаев появился в Украине и начал активную деятельность по формированию "поколения молодых мусульман". Вот как описывает появление исламских радикалов в Крыму Леонид Грач – лидер крымских коммунистов, бывший в то время спикером местного парламента:

"Ваххабизм проник в Крым еще три года назад. Сначала это была ползучая интервенция, теперь – ярко выраженное течение, прочно закрепившееся на полуострове. Здесь долго считали, что ваххабизм — это чеченская, российская проблема. Теперь поняли: он уже у нас дома".

По мнению Леонида Грача, проникновению исламских радикалов в Крым способствовали некачественные проверки на полупрозрачной росийско-украинской границе:

"Боевики спокойно попадают в Крым – иногда официально, иногда в обход пограничных постов. От Симферополя до Чечни — около 700 километров. Это ближе, чем от Киева до Москвы. Украинская граница полупрозрачная, преодолеть ее нетрудно. Боевики могут въезжать на Украину, назвавшись татарами. Единственное неудобство для чеченцев в Крыму: им приходится бриться – крымские татары в большинстве не носят бороды".

По убеждению крымских коммунистов, "чеченские боевики залечивают огнестрельные раны, полученные в борьбе с российскими войсками, в Сакских и Евпаторийских санаториях с их грязевыми ваннами. Для местных жителей это не секрет. Чеченское присутствие практически легализовано. Оно проходит под маркой помощи единоверцам. Те, кто еще вчера воевал против российских войск, сегодня спокойно ходят по Крыму, загорают, лечатся. Здесь не Панкисское ущелье, здесь им хорошо и спокойно".

Леонид Грач позиционирует себя как наиболее осведомленное лицо в "исласмском проникновении" в Крым: "Через подставных лиц люди из Чечни скупают жилье в Феодосии, их много и в Бахчисарае, где находится штаб-квартира преступной группировки, контролирующей Сакскую, Бахчисарайскую и Ялтинско-Алуштинскую зоны. На знаменитой горе Ай-Петри появился лагерь боевиков. После моего заявления об этом лагерь ликвидировала Служба безопасности Украины, так и не пояснив, что "иностранцы" делали на заповедной крымской территории. По моей информации, там было 30-40 чеченских боевиков, назвавшихся представителями некоего незарегистрированного духовного центра "Айфаар"".

Описываемые события относятся ко второй половине 2004, когда ваххабиты, действительно, открыто разъезжали по крымским селам с крымскотатарским населением и призывали голосовать за Януковича, который "прекратит убийства наших братьев в Ираке" и "не будет плясать под дудку Америки". Особенно полюбили представители радикальных исламских групп Южный берег Крыма.

Леонид Грач: "Ваххабиты собираются и в Форосе, недалеко от бывшей дачи Михаила Горбачева. И в Симферополе. Недвижимость оформляют на подставных лиц".

Мустафа Джемилев, народный депутат Украины и руководитель Меджлиса крымскотатарского народа, тоже считает себя решительным борцом с исламскими радикалами. Он резко выступает против Партии мусульман Украины Рашида Брагина, еще резче – против теневой структуры "Хизб-ут-Тахрир".

Мустафа Джемилев: "Страсти нагнетаются преимущественно теми, кто сам заинтересован по каким-либо причинам в этих беспорядках. Например, кое-каким туристическим фирмам каких-то стран очень хотелось бы, чтобы туристы ехали отдыхать летом на их курорты, а не в Крым ("там небезопасно, ибо бесчинствуют крымские татары"). Еще каким-то политикам соседней страны это нужно для оправдания собственных действий в своей стране: "Вот видите, мы же говорили об исламском экстремизме, так что наши действия в Чечне вполне оправданы…"

"В этом направлении работают и обслуживающие этих политиков силы в Украине, и особенно в Крыму. Заинтересованы в беспорядках и те силы в Крыму, которые грубо попирают права крымских татар. Например, в земельном вопросе, поскольку, если крымские татары сами начнут бесчинствовать, то считается, что никто к их законным требованиям прислушиваться не будет и, стало быть, не заинтересуется тем, почему тысячи и тысячи крымских татар на своей родине остались без земли, а кое-какие высокопоставленные чиновники автономии оказались владельцами сотен гектаров земли".

Обеспокоенность ростом исламского экстремизма в Крыму высказывает и крымский премьер Сергей Куницын: "На полуостров идет поток нелегальной литературы, зовущей к джихаду. В доходчивой книжонке "Намаз", например, говорится: "Если конституция государства – не Коран, вы не должны уважать приказы руководителей такого государства, они на вас не рассчитаны"".

Самого Сергея Куницына, до сих пор называющего себя близким соратником Виктора Януковича, обвиняют в связях с исламскими боевиками из России. Недавно в Крыму вышла книга крымчакского журналиста Марка Агатова, в которой Куницыну приписывается сотрудничество с человеком по имени Абу Нидаль, представляющим интересы исламистов в Крыму. По мнению Марка Агатова, крымский премьер ведет переговоры с ними о продаже лакомых южнобережных участков в районе Ялты и Горного Крыма.

Оскорбленный такими обвинениями, Сергей Куницын дважды подавал в суд на журналиста и на днях опубликовал решение Евпаторийского суда о запрете распространять книги Марка Агатова. Спустя несколько дней сам ответчик-журналист опроверг это сообщение, указав, что решение суда сфальсифицировано в распространенном Куницыным пресс-релизе.

Само положение Сергея Куницына представляется наиболее уязвимым: его отставки требуют буквально все влиятельные силы автономии, даже находящиеся между собой в противостоянии. Едва ли не каждый будний день об этом заявляет крымский коммунист Леонид Грач, обвиняющий премьера в "сговоре с татарами". Ежедневно здание Совмина в Симферополе пикетируют радикально настроенные крымские татары, считающие Куницына "русским шовинистом".

А по Южному берегу Крыма ходят отряды русских казаков, агитируя сограждан поставить подписи с требованием отставки Сергея Куницына, "продавшего все земли Меджлису". В качестве доказательства они демонстрируют фотографии … усадьбы Кучук-Кой, которую в прошлом году купил известный донецкий миллионер Ринат Ахметов, президент футбольного клуба "Шахтер".

Ильми Ильясов, Крым, для RUpor`a