Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 35 (2125), 31 марта 2005 года

Севастополь как кость в горле

Севастополю не привыкать к этой роли.

Сто пятьдесят лет назад он был костью в горле у французов, англичан и турок. Шестьдесят три года назад — у немцев. Сейчас, похоже, Севастополь стал костью в горле у новой украинской власти.

В феврале и марте у крымских берегов "штормило".

Новая украинская власть развернула массированную кампанию по выдавливанию из Севастополя российского Черноморского флота. В сущности, после победы оранжевой революции этого, рано или поздно, следовало ожидать.

Первые "штормовые валы" накатились на Севастополь еще в начале февраля. Известный "западник" Борис Тарасюк, ныне вновь занимающий знаковый пост министра иностранных дел, заявил, что "считает неизбежным путь Украины в ЕС через членство в НАТО". А двадцатого февраля министр обороны Анатолий Гриценко вроде как даже назвал почти точную дату: дескать, Украина должна войти в НАТО до 2009 года. На следующий день информация о конкретных сроках была, правда, опровергнута, но двадцать второго февраля в Брюсселе на заседании комиссии Украина — НАТО Виктор Ющенко подтвердил стремление Украины как можно быстрее вступить в Североатлантический альянс. Глава нашего государства заявил, что так называемая многовекторность Украины осталась в прошлом, и сейчас мы готовы присоединиться к Плану действий по подготовке к членству в НАТО. В ответ главы государств и правительств стран—членов Североатлантического альянса, ясное дело, поприветствовали планы и приоритеты Украины и договорились об усилении сотрудничества.

После этих известий из Европы даже неискушенным наблюдателям стало ясно, что базирующийся в Севастополе Черноморский флот России принципиально мешает внешнеполитическим планам Киева, ведь страны — члены НАТО не имеют права размещать на своей территории военные базы других государств.

Вслед за политиками в дело вступили средства массовой информации.

Не успел Виктор Ющенко вернуться из "настоящей Европы", как двадцать четвертого февраля главный рупор оранжевой революции

— "Пятый канал" показал передачу "Закрытая зона", в которой назвал русских моряков в Севастополе "оккупантами", причем народный депутат от фракции "Наша Украина" Юрий Кармазин заявил в ходе передачи, что Договор о дружбе между Россией и Украиной не соответствует интересам последней.

Свобода слова, якобы восторжествовавшая на Украине после победы революции, — это, спору нет, замечательно, однако до сих пор идеи, озвучивавшиеся на "Пятом канале", практически всегда совпадали с идеями новой власти.

За средствами массовой информации выступила общественность. Накануне визита в Киев Владимира Путина знаменитая "Пора" пообещала вручить российскому президенту символический гроб последнего российского оккупанта, намекая этим на тех же моряков-черноморцев.

Тем не менее, по крайней мере, на словах, девятнадцатого марта переговоры Путина с Ющенко и членами его команды прошли гладко, причем, судя по официальным сообщениям, тема Черноморского флота на них также затрагивалась. Однако, комментируя для СМИ свою встречу, Ющенко и Путин много говорили о перспективах Единого экономического пространства и Газотранспортном консорциуме и ни словом не обмолвились о судьбе российского флота.

А несколько дней спустя слово взяли уже военные.

Двадцать четвертого марта разгорелся международный скандал вокруг высадки российского десанта на полигоне на мысе Опук под Феодосией. Напомним вкратце суть дела. Двадцать третьего марта в пять часов утра по киевскому времени российский БДК "Николай Фильченков" высадил на полигоне, который Россия арендует у украинцев, десант морских пехотинцев для участия в... совместных с Украиной учениях. Однако когда высадка была практически окончена, в районе учении появились украинские пограничники, которые рассказали российским морякам о незаконности их действий.

В принципе, у украинской стороны были на то основания. Все дело в том, что "Николай Фильченков" прибыл на полигон не из Севастополя, а из российского порта Новороссийск и, самое главное, доставил на полигон расквартированных там российских военнослужащих. В результате российской стороне пришлось признать неправомочность своих действий. По версии Москвы, произошла техническая ошибка, и украинские пограничники не получили вовремя необходимой информации. Поэтому, заявил представитель ЧФ, "приняв во внимание озабоченность украинской стороны... командование флота незамедлительно приняло решение об отбытии большого десантного корабля с морскими пехотинцами в Новороссийск".

Пожалуй, для нас не имеет смысла разбираться во всех юридических и дипломатических тонкостях очередного "скандала на ровном месте". Любопытна реакция украинских политиков на инцидент. В Киеве как будто только и ждали этого скандала. Боюсь даже, перефразируя старую присказку, если бы этого инцидента не было, его нужно было бы выдумать.

Утром двадцать четвертого марта МИД Украины заявил, что российская сторона нарушила положения двустороннего соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, а также законы Украины о режиме государственной границы и порядке допуска подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины.

Поданным некоторых российских СМИ, министр обороны России Сергей Иванов был весьма раздражен скандалом вокруг вполне рядового, проходящего ежегодно в одно и то же время учения Черноморского флота. Еще бы! Всего несколько дней назад, пятого марта, Иванов посетил Севастополь и объявил, что Черноморский флот останется в Крыму как минимум до 2017 года. А тут — скандал, после которого украинские политики вновь заговорили о необходимости пересмотра договора о статусе Севастополя и базировании там российского флота.

В тот же день, двадцать четвертого марта, глава СБУ Александр Турчинов заявил в телевизионном эфире о том, что пребывание Черноморского флота РФ на территории Украины противоречит национальным интересам страны. Комментируя инциденте "Фильченковым", глава СБУ отметил: "То, что так себя ведут наши российские коллеги... Я думаю, что это все-таки не первый, во-первых, случай, а во-вторых, я думаю, они будут наглеть настолько, насколько мы будем позволять им это делать".

Прошу иметь в виду, это слова уже не депутата-оратора, а шефа спецслужбы. Что же до депутатов, то некоторые из них также немедленно поспешили заявить о необходимости досрочного вывода российских кораблей из Севастополя.

Виктор Ющенко, как президент, высказался более взвешенно (или более туманно — кому какая фразеология больше нравится). Он вдруг сказал двадцать шестого марта, что в ходе переговоров с президентом России Владимиром Путиным была достигнута договоренность о проведении инвентаризации соответствия пребывания баз Черноморского флота России на украинской территории "Большому" договору 1997 года. Перечитайте по слогам: "про-ве-де-ни-и ин-вен-та-ри-за-ци-и со-от-ветст-ви-я пре-бы-ва-ни-я баз"...

Что бы это могло значить, по-вашему?

Кроме того, украинский лидер не менее туманно добавил, что "там много есть проблем, и поэтому мы обратили внимание российской стороны на решение этих проблем". И подчеркнул, что "большое соглашение... действует... Мы его признаем до 2017 года. И четыре постановления, которые подписаны в развитие этого документа, — это единый пакет, который дает четкий политический ответ статусу временного присутствия войск на украинской территории, а также определяет условия их пребывания".

Цитирую московские "Известия": "Киев уже не тот благожелательный союзник России, о котором все еще говорят в московских кабинетах. Украина стремится в НАТО и ЕС, ее военные участвуют в натовских учениях, причем и на своей территории. Так было и при Кучме, так тем более будет при Ющенко. Российский флот в Севастополе — кость в горле новой украинской политики. Поэтому Киев будет делать все возможное, чтобы под любым предлогом осложнить пребывание наших военных в Крыму. И любая реальная и мнимая оплошность моряков тут же будет ставиться лыком в строку".

Что ж, похоже, московская газета права.

Откажись вдруг сегодня Россия от севастопольской базы, Тарасюк, Турчинов, Гриценко, да, наверное, и Ющенко с радостью согласились бы с этим, а бывший "город русских моряков" погрузился бы в глубокий кризис.

И дело тут даже не в окончательном разрыве связей с бывшей родиной — все-таки почти семьдесят пять процентов севастопольцев — русские. Черноморский флот России имеет в Крыму и Севастополе около шестнадцати тысяч военнослужащих, подавляющее большинство которых, между прочим, коренные севастопольцы и крымчане. Кроме того, на предприятиях Черноморского флота, расположенных в основном в Севастополе, работает около двадцати тысяч рабочих и служащих. По всем прикидкам, более пятой части всех работающих севастопольцев — военнослужащие, рабочие и служащие Черноморского флота России.

Наконец, Россия, об этом часто забывают упомянуть наши патриоты, ежегодно платит Украине за право базирования своего флота в Севастополе девяносто восемь миллионов американских долларов — это в полтора раза больше бюджета города-героя, который составляет что-то около семидесяти миллионов долларов. Я тут написал, что наши патриоты часто забывают упомянуть об этом факте. Прошу прощения. Несколько дней назад один из них решил, что уж коль Россию пока не удается выгнать из "города русской славы", то с нее следует ежегодно драть за такое удовольствие по... три миллиарда долларов.

Как поведет себя в этой ситуации Россия? У нее, на самом деле, достаточно методов воздействия на Украину. Например, можно повысить цены на энергоносители... А в случае отказа Украины от взятых на себя обязательств и денонсации договора по Черноморскому флоту Москва тоже может отказаться от своих обязательств. Ну, скажем, речь может идти об отказе от признания территориальной целостности Украины и, в частности, от признания принадлежности Севастополя и Крыма украинцам.

Александр Кащенко