Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
Недавно на сайте "Крымская линия" журналистом Александрой Вербицкой была размещена статья под таким названием. Она начиналась с такого изречения: "Оберни обстоятельства себе на пользу — и ты получишь власть. Покажи людям обратную сторону медали и назови ее лицевой — и ты получишь власть. Объяви себя революционером, гонимым и радикальным — и ты получишь власть". В статье журналист раскрывает образ Синавера Кадырова как лжеборца за крымскотатарскую идею, которого интересует только власть. Автор утверждает, что вся его жизнь была движением к власти, "замаскированным под национальный татарский гнев". В Крыму, по ее свидетельству, Синавер тесно сотрудничает с Айдером Мустафаевым и Надиром Бекировым, людьми, "от которых даже Меджлис практически открестился". С их именами А.Вербицкая связывает все акции протеста крымских татар, включая "разборки" в симферопольском баре "Коттон", события в Судаке в 2003-2004 годах, штурм горотдела милиции Судака. "Именно они призывали к свержению действующей власти, которая делала тогда все для формирования денежных потоков на обустройство депортированных", — с пафосом декларирует журналист.
Меджлис открестился от них ввиду того, что действия этих товарищей бросали серьезную тень на представительный орган крымскотатарского народа. Именно они заставили Меджлис и лично Мустафу Джемилева попасть в глупое положение: от всех акций протеста Джемилев категорически отказался, но члены руководства Меджлиса "засветились" на всех акциях и ряде митингов. По мнению автора, понимание людской психологии и жизненный опыт позволяют Синаверу Кадырову с легкостью- находить нужные нотки при самых разнообразных обстоятельствах и раздуть любой конфликт до республиканского уровня, придав ему национальный оттенок. Например, недавний пикет здания Совета министров АРК, который провели члены товарищества садоводов Каменского массива 25 февраля. "Это очень удачная ситуация для придания ей национальной окраски, ведь основная часть населения Каменского массива — крымские татары".
О заседании Меджлиса, состоявшемся 19 февраля в Бахчисарае, на котором было принято решение рекомендовать членам Меджлиса крымскотатарского народа не участвовать в публичных акциях совместно с иными политическими силами автономии без решения Меджлиса или его президиума автор резюмирует: "Так что, получается, Синавер Кадыров — сам себе Меджлис. Сам митинги организует, сам в них и участвует". И делает вывод, почему Кадыров ведет себя так: "На последнем заседании Меджлиса он открыто предложил Джемилеву поддержать отставку действующего правительства. Джемилев отказался. И Кадыров перешел к шантажу, заявив, что если Мустафа-ага не передумает, то на следующем заседании он будет инициировать вопрос об отставке главы Меджлиса. И поехал по селам и отдаленным районам Крыма проводить встречи с народом, которому разъяснял, что "Мустафа стал старым и не хочет бороться. Пора уступить место молодым..."
Автор утверждает, что Синавер Кадыров претендует на один из руководящих постов в правительстве автономии и будет использовать проблемы простых избирателей с собственной выгодой, а потом "мы увидим митинги уже не под Совмином, а на улице Шмидта, под зданием Меджлиса. Кадыров ведь так хочет власти, а Мустафа-ага так стар и так нерадикален...".
Окажется ли дружба советских диссидентов сильнее гэбэшных дел? Статья А.Вербицкой вызвала много вопросов и некоторое недоумение. Зная многие годы одного из участников крымскотатарского национального движения Синавера Кадырова, мы и не подозревали, какие "скрытые чувства" обуревают его. Мы попросили Синавера-бея ответить на вопросы, возникшие после ознакомления с данной статьей.
— Как вы думаете, кто заказчик этой статьи? И чем она вызвана?
— Прежде всего возникает вопрос: кому это выгодно? Думаю, в данном случае ответ лежит на поверхности. Как бы не бравировал кое-кто тем, что якобы не держится за кресло, — держится, и еще как. Если не сказать — из последних сил. Иначе как объяснить появление этой статьи? Ведь я не являюсь лидером и даже членом исполкома "Народного фронта Крыма против коррупции". Разве что ярым сторонником смены существующего крымского правительства.
— Имеете ли вы какое-нибудь отношение к Каменскому массиву и событиям 25 февраля?
— На мой взгляд, не столь важно, был ли я в Каменке и встречался ли я с людьми. Важно то, что люди решились выступить с требованиями к правительству. Если же, как утверждает А.Вербицкая, проблемы жителей Каменки связаны с преступной деятельностью мошенников, которыми должны заниматься правоохранительные органы, так и занимались бы, не позволяя отрезать электроэнергию, ведь люди же оплачивают эту услугу. Но если все-таки отрезают, налицо пособничество. И кто, как ни правительство, должно нести ответственность за это?
— Так ли важна для вас власть, как пишет об этом г-жа Вербицкая, говоря о трех жизненных принципах Кадырова?
— Маниакальное стремление к власти — это, скорее, диагноз. Я не отношу себя к последователям Макиавелли, а придерживаюсь несколько иной философии. Если источник власти — народ, то и взаимоотношения гражданина и власти должны строиться соответствующим образом. Непозволительно, чтобы власть понукала людьми и обкрадывала их. Власть ответственна за все, что происходит на подвластной ей территории.
— Почему для вас так важно, чтобы Куницын ушел в отставку, если лично вы не стремитесь во власть?
— Хотя бы потому, что С.Куницын в силу своего мировоззрения не в состоянии проникнуться ценностями, провозглашенными президентом В. Ющенко, а значит, и не сможет претворять их в жизнь здесь, в Крыму.
— Как получилось, что вы оказались в одной лодке с председателем Крымское региональное отделение Всеукраинского объединения "За Украину! За Ющенко!" В. Невирко?
— В одной лодке мы оказались еще в начале избирательной кампании и своей работой способствовали победе народного президента.
— Меджлис "открестился" от необходимости отставки старого правительства. Так ли это?
— В команде "оранжевых" в Крыму, как и по всей Украине, много "примкнувших", которые в очередной раз пытаются использовать ситуацию в своих интересах. Естественно, председателю Милли Меджлиса в данной ситуации приходится нелегко, хотя, на мой взгляд, высший представительный орган крымскотатарского народа обязан был бы возглавить процесс отставки правительства АРК. Отсюда все проблемы.
— Вы действительно призы вали к срывам курортного се- зона во имя решения земельных вопросов?
— Игнорирование крымскотатарских проблем в Крыму и в первую очередь, земельных, чревато последствиями. Обогащение в этих условиях отдельных лиц в ущерб коренному народу есть преступление, которому нет оправдания.
— Похоже, что вам хотят приписать роль монстра, держащего в ужасе весь Крым. Вы действительно имеете такое пагубное влияние на молодежь, которая держит нож и готова всадить его в спину?
— Мне не привыкать к различным ярлыкам. В вопросе моего пагубного влияния на молодежь совершенно очевидна попытка автора переложить проблему с больной головы на здоровую, где больная голова — это правительство, которое своим бездействием способствовало возникновению фашизма в Крыму.
— Вы действительно стремитесь занять место М.Джемилева и ездили по регионам Крыма для реализации этой цели?
— Я удивлен обеспокоенностью А.Вербицкой судьбой председателя Меджлиса крымскотатарского народа. Поверьте, М. Джемилев способен сам за себя постоять.
Интервью взяла Ф.ТАРСИНОВА.