Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
15 марта перед зданием Апелляционного суда в г. Симферополе было необычно людно. Различные спецподразделения милиции заняли свои, видимо, заранее рассчитанные позиции — на площади перед зданием, на ступенях и площадке у входа, внутри помещения, а машины с экипированными служащими МВД стояли в тени за зданием. Где-то поблизости раздавался лай служебных собак. Одну из них на поводке держал блюститель порядка. Что же собрало людей так рано перед зданием Апелляционного суда?
Основная масса крымскотатарского народа восприняла приговор суда Центрального района г. Симферополя от 29 декабря 2004 г. по делу о столкновениях у Симеиза, на ул. Пушкина и в баре "Коттон" в Симферополе тенденциозным (из 50-60 причастных к событиям людей были осуждены только крымские татары) и несправедливым. Все осужденные по делу подали апелляционные заявления и надеялись, что в вышестоящей судебной инстанции их услышат.
Мы потратили около получаса для получения разрешения присутствовать в зале суда, однако офицер охраны, пропуская нас, предупредил: "Не фотографировать!". В начале процесса по моей просьбе судья разрешил фотосъемку, но через полчаса другой блюститель порядка запретил вести запись на диктофон. Вот вам и свобода слова! По иронии судьбы, именно по этому уголовному делу раздувалась истерия об ограничении прав тележурналистов, один из которых — Вадим Теличев — присутствовавший в зале как потерпевший, на вопрос судьи, согласен ли он с приговором, заметил, что Куртсеиту Абдуллаеву можно было бы ужесточить наказание. Трое судей заняли свои места. Все три прокурора подтвердили правомерность выдвинутых обвинений и вынесенного приговора.
Затем слово было предоставлено адвокатам. Каждого из них судья по нескольку раз останавливал, настаивая не повторять уже изложенное в их апелляционных жалобах. В итоге адвокаты высказывались предельно кратко. Д. Берберов просил освободить его подзащитного Ф. Сеитхалилова в связи с отсутствием в уголовном деле доказательств его виновности. А. Лисовой в отношении С. Хайрединова предлагает пересмотреть дело, обвинения по одним статьям исключить, по другим — снизить меру наказания. По его мнению, суд первой инстанции отказался исследовать возможное алиби Хайрединова в эпизоде по бару "Коттон". В. Овечкин указал, что Д. Максутов просит не его лишать свободы, поскольку он был пострадавшим. В отношении К. Абдуллаева адвокат настаивал на его полном освобождении из-за недоказанности вины. По словам К. Абдуллаева, он мог в любое время оказаться там, где складывалась напряженная ситуация с целью снятия конфликта, так как был членом Совета представителей крымскотатарского народа при президенте Украины и официально являлся членом рабочей группы по предотвращению межэтнических конфликтов при правительстве АРК. Адвокат И. Куртаметова А. Иванов считает ошибкой объединение трех эпизодов в одном деле, которое оказалось заангажированным и просит вернуть дело на доследование, в ходе которого могли быть сняты многие обвинения в адрес его подзащитного. С.Карташова, представляющая в суде интересы Л. Малаева, отметила, что никто из потерпевших не указал на причастность ее подзащитного, а во время событий в "Коттоне" он на автомашине вез деньги в больницу, чтобы оплатить операцию Максутова. Она просила обратить внимание на неполноту досудебного расследования.
Родители и родственники, официально признанные защитниками, поддержали адвокатов. Подсудимые отрицали многие обвинения в свой адрес и просили суд быть объективным и гуманным.
После перерыва Апелляционный суд объявил, что приговор районного суда оставлен в силе. Только одному из потерпевших уменьшили сумму его денежных претензий.
Крымские татары с большой надеждой ожидали изменений при рассмотрении этого уголовного дела после "оранжевой" революции. Сразу прозрели не только скептики, но и те, кто в последнее время неожиданно поддержал лидеров прежней крымской власти, надеясь на радикальные изменения в их поведении. Надежды не оправдались. Представители крымскотатарского народа перед зданием суда выразили свое возмущение и двинулись к Центральной площади города, чтобы установить палатку протеста перед зданием правительства.
По словам Синавера Кадырова, участники пикета призывают своих соотечественников поддержать эту акцию, превратив ее в широкомасштабную акцию гражданского неповиновения против продолжающейся дискриминации крымских татар в Крыму.
Адиль Сеитбекиров.