Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Первая крымская" N 18 (74), 20 - 26 мая 2005 года

День скорби и претензий к власти

Лейла Такош

18 мая крымские татары не только чтят память погибших в годы сталинской депортации, но и традиционно используют этот день, чтобы напомнить власти о своих проблемах.

Земля — главная проблема

То, что нынешний траурный митинг, посвященный годовщине депортации, собрал людей больше (до 20 тысяч), чем в последние годы, было заметно с первого взгляда. С одной стороны, это демонстрировало только укрепляемую с годами верность традиции помнить о тех, кто уже никогда не вернется на родину, с другой — говорило о том, что крымские татары, получив "своего" президента на выборах, с большим оптимизмом участвуют в политике. Эта мысль прозвучала и в резолюции митинга: "Выборы президента Украины, состоявшиеся в конце 2004 года, дают нам надежду на улучшение общественно-политической ситуации. Первые шаги новоизбранного президента Украины Виктора Ющенко по привнесению в украинское общество общепризнанных норм демократии и прав человека позволяют нам рассчитывать на справедливое и скорейшее разрешение проблем, связанных с возвращением, обустройством и восстановлением прав крымскотатарского народа".

И тем не менее у крымских татар есть претензии к новой власти, хотя для их высказывания была выбрана довольно дипломатичная форма. В своем выступлении на митинге председатель меджлиса Мустафа Джемилев заявил: "Сегодняшнее наше положение, конечно же, во многом отличается от того, каким оно было десять-пятнадцать лет тому назад. Несколько уменьшилось число необустроенных, не имеющих жилья соотечественников, хотя этот процент (40%) продолжает оставаться очень высоким. Делаются какие-то шаги в плане возрождения нашей национальной культуры, языка и национальных традиций. Но еще слишком далеко от того, чтобы считать наш народ равноправным на своей родине".

Перечень главных требований к власти практически тот же, что и все последние годы: эффективное представительство репатриантов в органах управления, принятие украинским парламентом двух законов — о статусе и о восстановлении прав крымскотатарского народа, наделение депортированных землей. Как считает нардеп и зам председателя меджлиса Ре-фат Чубаров, "земля в Крыму есть, ее достаточно для того, чтобы обеспечить людей, которые хотят вернуться туда, откуда были высланы их родители. Для этого нужно только остановить в Крыму тот дерибан, который проводился Киевом, Москвой и местной властью".

Важность, вернее, "огнеопасность" земельной темы уже понимается новым руководством и Украины, и Крыма. Как известно, в ближайшее время в Киеве состоится специальное заседание СНБО, посвященное крымской земле. На полуострове же решено провести инвентаризацию всех решений по землеотводам, и одновременно премьер и спикер обратились к местным советам с рекомендацией "не принимать новых решений по изъятию и предоставлению земельных участков". Предлагаемый мораторий обошел только два объекта -Тихую бухту и земли Изобильненского сельсовета близ Алушты. Ожидается, что в четверг на очередном заседании сессии ВР Крыма болезненный вопрос с бухтой будет рассмотрен, чтобы разрешить на ее территории индивидуальное строительство. Если это произойдет, не избежать взрыва возмущения, и теперь уже не крымских татар, а пророссийских организаций. В канун парламентских выборов они вряд ли откажутся от соблазна напуститься на власть, которая "заигрывает с татарами".

С государством, но без государственности

Как будто прогнозируя ситуацию, Виктор Ющенко в своем обращении к украинскому народу в связи с 61-й годовщиной депортации заявил: "Как президент государства я буду отстаивать интересы всех наших граждан, которые живут на полуострове. Ни одна политическая сила в Украине и за ее пределами больше никогда не сможет разыгрывать в своих интересах межнациональную карту в автономии. Я призываю всех к единству и примирению". Ющенко также заявил, что государство предложит "по-настоящему эффективные программы социальной поддержки репатриантов, которые бы предусматривали создание новых рабочих мест, справедливую систему.землеотвода под жилищное строительство, были направлены на обеспечение культурных и образовательных потребностей крымских татар".

Первые шаги государства уже видны. Как сообщил министр финансов Виктор Пинзеник, в госбюджете-2005 финансирование программы обустройства депортированных увеличено до 71,4 млн. грн. по сравнению с 40 млн. грн. в прошлом году.

И все-таки у нового президента в знаниях крымскотатарской проблемы наблюдаются заметные пробелы. 12 мая Ющенко, выступая в прямом эфире трех украинских телеканалов, предложил меджлису отказаться от идеи крымскотатарского государства, заложенной в декларации курултая, принятой в 1991 году. В ответ меджлис вынужден был напомнить (за давностью времени он и сам это уже, наверное, забыл), что речь шла не о создании независимого крымскотатарского государства, а о праве народа на самоопределение. Никакого сепаратизма в этом нет, так как, по словам Джемилева, "цель — воссоздание крымскотатарской автономной национальной республики в составе Украины". Несмотря на серьезный испуг президента, председатель меджлиса позволяет себе и пошутить на эту тему. Выступая перед крымскотатарской общественностью и СМИ, он сказал: "В одно время Украина была неделимой частью Крымского ханства, сейчас Крым — неделимая часть Украины. Мы время от времени вот так меняемся".

Траурный дебют премьера

18 мая стало и своеобразным дебютом в массах для премьер-министра Крыма Анатолия Матвиенко. Он впервые выступал перед многотысячной крымскотатарской аудиторией и был явно расстроен тем, что часть участников митинга встретила его не овациями, а скандированием "яланджи". В переводе с татарского это означает "обманщик", и премьеру, естественно, это объяснили. Обструкцию Матвиенко устроили несколько десятков участников акции "Azatliq" ("Свобода"), которые таким образом обвинили его в невыполнении договоренностей, касающихся осужденных судом по делу о баре "Коттон". Продолжением этой истории стало установление палатки на площади, которая теперь будет раздражать премьера каждый раз, когда он выглянет в окно. Матвиенко уже ответил своим оппонентам, что у него не было с ними никаких договоренностей. "Я сказал, что буду действовать в соответствии с законом и буду просить ускорить рассмотрение этого дела и соблюдать букву закона", — заявил он журналистам, добавив, что материалы по "Коттону" затребованы Верховным судом Украины.

Не все просто у Матвиенко и в отношениях с меджлисом. Его председатель, выступая на митинге, заявил: "Мы очень надеялись, что с приходом новой власти все проблемы будут решаться бесконфликтно и нам не придется более прибегать к различным акциям протеста, но сформированный состав правительства не дает больших оснований для такого оптимизма". Впрочем, день траура — неподходящее время для оптимизма. Возможно, он появится, если меджлис удовлетворят с его кандидатурами на пост глав райгосадминистраций.