Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Полуостров" N 20 (122), 20 - 26 мая 2005 года

Дискомфорт в траурный день

Лемар Аджиев

Матвиенко извинился перед крымскими татарами

Вне всякого сомнения, главным героем прошедших на этой неделе мероприятий, связанных с 61-й годовщиной депортации крымскотатарского народа, стал Председатель Совета министров АРК Анатолий Матвиенко. Крымский премьер сделал то, что до него не удосужился сделать ни один представитель власти в автономии, Украине, да и на всем постсоветском пространстве — он публично принес извинения крымским татарам за депортацию 1944 года и другие преступления, совершенные властью на крымской земле.

"Я, как человек представляющий власть, должен извиниться за все те злодеяния, которые власть делала на этой земле", — заявил Матвиенко, выступая на траурном собрании, посвященном 61-й годовщине депортации, которое состоялось 17 мая в Симферополе.

Крымский премьер отметил, что нынешняя власть Украины и АРК не причастна к преступлениям тех лет. "Но это будет честно, потому что каждая власть должна понимать, что она несет ответственность за все, что происходит на этой земле", — подчеркнул Матвиенко.

Также премьер принес извинения за имеющую место сегодня в Крыму "черствость свежую". В частности, по его словам, многие крымчане смотрят на крымских татар и других людей, некогда изгнанных из Крыма, а сегодня возвращающихся на свою родину, "как на людей чужих, не своих, вроде бы лишних". "И власть имеет к этой черствости свежей отношение", — подчеркнул Матвиенко.

Крымский премьер призвал всех жителей Крыма, независимо от их национальности и религиозной принадлежности, демонстрировать доброту друг к другу, "ту доброту, которая может изменить нашу жизнь". "Это наше главное предназначение — всех проживающих в Крыму — дарить тысячу радостей тем, кто возвращается на Родину", — отметил крымский премьер.

Участники акции "Azatliq" попытались сорвать выступление крымского премьера на митинге, посвященном годовщине депортации

Всекрымский траурный митинг на площади Ленина в Симферополе, посвященный очередной годовщине депортации, по уже сложившейся недоброй традиции, прошел не совсем по утвержденному заранее сценарию.

Многие, наверняка, помнят, как в прошлом году митинг 18 мая едва не перерос в конфликт из-за Координационного совета общественно-политических сил крымскотатарского народа, члены которого решили устроить прямо на площади поминальный молебен по жертвам депортации, не согласовав свои действия с Меджлисом крымскотатарского народа, традиционно выступающим организатором траурных мероприятий.

На этот раз в качестве возмутителя спокойствия выступила группа крымских татар — участников акции протеста "Azatliq" ("Свобода"), которые добиваются пересмотра уголовных дел об избиении телеоператоров в Симеизе и массовой драке в симферопольском баре "Cotton club". Еще за два дня до всекрымского митинга, 16 мая, лидеры "Azatliq" — Надир Бекиров и Айдер Мустафаев (заметим, оба — члены Меджлиса) обвинили Совет министров Крыма и лично премьера автономии Анатолия Матвиенко в невыполнении договоренностей, касающихся уголовных дел, и в этой связи пообещали устроить новой крымской власти "чрезвычайный дискомфорт". "Нормальным человеческим языком с властью разговаривать невозможно, она услышит наш язык 18 мая, тот язык, который она понимает, — заявил Бекиров. — Это будет тест на то, думает власть о чем-нибудь или о ком-нибудь кроме себя или нет".

Свое обещание участники акции "Azatliq" сдержали. 18 мая, во время выступления крымского премьера на траурном митинге около 100 сторонников Бекирова и Мустафаева, собравшихся компактно у подножия памятника Ленину, стали хором скандировать "Матвиенко — яланджи!" ("Матвиенко — лжец!") и греметь пластиковыми бутылками. К возмутителям спокойствия вынужден был обратиться с трибуны ведущий митинга, первый заместитель председателя Меджлиса Рефат Чубаров, который попросил их не срывать траурные мероприятия, а также напомнил о договоренностях, достигнутых накануне между организаторами митинга и лидерами "Azatliq". Просьба Чубарова была услышана — участники акции дали премьеру закончить речь и до окончания митинга больше никак не проявляли себя.

Однако размолвка между организаторами траурных мероприятий и лидерами "Azatliq" продолжилась уже после митинга, когда руководители Меджлиса встретились с участниками акции, скучившимися у памятника Ленину. Чубаров и председатель Бахчисарайского меджлиса Ахтем Чийгоз обвинили Бекирова и Мустафаева в попытке сорвать траурные мероприятия и срыве достигнутых накануне договоренностей. Лидеры "Azatliq", в свою очередь, эти обвинения отрицали и заявили, что им не дали слова на митинге. Словесная перепалка едва не привела к потасовке, однако все обошлось. Точку в споре поставил глава Меджлиса Мустафа Дже-ммлев, которой до этого молча наблюдал за происходящим. Он заверил, что Матвиенко занимается проблемой осужденных и действительно делает то, что в его силах. "Давайте не поганить дату, которую мы отмечаем более 60 лет!", — призвал Джемилев.

В целом, митинг 18 мая прошел как обычно. На центральной площади Симферополя на этот раз собралось, по разным оценкам, от 20 до 25 тысяч человек со всех регионов Крыма. Участники митинга держали транспаранты "Крымскотатарскому языку — статус официального в Крыму!", "Требуем принять закон о статусе крымскотатарского народа", "Верховная Рада! Пришло время восстановить историчную топонимику Крыма!", "Требуем соблюдать права крымскотатарского народа при распаевании земельных участков", "Шовинистов Дзоз, Удовину, Корнейчука — вон из руководства автономии!".

Перед собравшимися, помимо Анатолия Матвиенко, выступили глава Меджлиса Мустафа Джемилев, его первый заместитель Рефат Чубаров, представители политических партий, национальных общин, религиозных конфессий. На трибуне также присутствовали Председатель Верховной Рады АРК Борис Дейч, вице-премьер крымского правительства Виталина Дзоз, городской голова Симферополя Валерий Ермак и другие.

По итогам митинга была принята резолюция, в которой, в частности, говорится: "В этот скорбный день мы выражаем солидарность со всеми соотечественниками, вынужденными против своей воли все еще находиться в местах изгнания. Мы обязуемся приложить все усилия для того, чтобы в ближайшее время они могли бы воссоединиться со своим народом и своей Родиной".

Участники митинга также приняли обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко с призывом принять меры для скорейшего восстановления прав крымскотатарского народа. В частности, в обращении содержится призыв к главе государства в кратчайшие сроки внести на рассмотрение Верховной Рады Украины "предложения, направленные на политическую, экономическую и культурную реабилитацию крымскотатарского народа и восстановление его неотъемлемых прав".

Кстати
Матвиенко отрицает наличие каких-либо договоренностей с участниками акции "Azatliq"

По словам Председателя Совета министров Крыма Анатолия Матвиенко, у него нет никаких договоренностей с участниками акции протеста "Azatliq", выступающими за освобождение крымских татар, осужденных по уголовному делу об избиении журналистов в Симеизе и массовой драке в симферопольском баре "Cotton club".

"Никаких у меня не было договоренностей, — заявил Матвиенко журналистам в Симферополе 18 мая. — Я сказал, что буду действовать в соответствии с законом и буду просить ускорить рассмотрение этого дела и соблюдать букву в букву закон. Я это делаю".

Крымский премьер также сообщил, что материалы по данному уголовному делу затребованы Верховным судом Украины. Со своей стороны, он обратился в прокуратуру с просьбой "обстоятельно рассмотреть весь процесс расследования". "Если прокуратура посчитает нужным опротестовать что-то и по новым обстоятельствам обратиться в суд — это ее право, — отметил Матвиенко. — Я не прокурор и не судья, и вы должны понимать, что я стою на защите обьективности".