Главная |
Весь Агатов |
О книгах |
Персоны |
Народы Крыма |
Форум |
Обратная связь |
Дмитрий Русин, Вячеслав Калугин, "Власть денег"
Провалив первую попытку президента Виктора Ющенко утвердить Юрия Еханурова в должности премьер-министра Украины, депутаты показали главе государства силу оппозиции и поставили его перед выбором: остаться у руля страны виртуозом дипломатии или присесть на обочину философствующим наблюдателем. Президент выбрал первый вариант.
60%, 50%, 40% — с такой вероятностью различные депутаты оценивали проходимость кандидатуры Юрия Ивановича на ПМЖ в Кабмин. Больше кандидату от президента давали только приверженцы Виктора Ющенко. За неделю до голосования складывалось впечатление, что фигура Еханурова устраивает основных политических игроков. Большинство политиков оценивали его как весьма компетентного чиновника, а его возвращение в исполнительную власть в условиях намечающегося кризиса в экономике считали своевременным. Правда, экспертов смущало другое — вызванный по тревоге из Днепропетровска Ехануров фактически оказался один на один с депутатскими фракциями. Задача вести переговоры без ощутимой поддержки президента и широких полномочий казалась архисложной. Между тем многие депутатские фракции открыто заявляли о своем желании встретиться с президентом. Такое желание депутатов вполне объяснимо: в истории с правительством Юлии Тимошенко президент дал недвусмысленно понять: он — единственный владелец авторских прав на подбор кадров в Кабинет министров. Обстоятельных, детальных переговоров, по большому счету, не получилось. Наспех подписанная 13 сентября декларация "О единении и сотрудничестве во имя будущего" вряд ли могла служить гарантией законного премьерства Юрия Еханурова.
Успокоив мировую общественность документом декларативного характера, президент Виктор Ющенко отбыл в Штаты. Едва президентский самолет приземлился на гостеприимной американской земле, зыбкая материя договоренностей дала первую трещину. Лидер Партии регионов Виктор Януковича заявил о возможности отзыва подписи "регионалов" и последующего отказа поддержать кандидатуру Юрия Еханурова. К моменту возвращения Виктора Ющенко в Украину расклад сил в парламенте практически не претерпел изменений. В понедельник, 19 сентября, президент имел на руках очевидный мизер. За кандидатуру Еханурова почти стопроцентно могли проголосовать 45 нардепов "Нашей Украины", 25 социалистов (в обмен на 3 министерских портфеля), 15 "бойцов" будущего бывшего вице-премьера Анатолия Кинаха (ПППУ), 44 сторонника НПУ Литвина, 13 депутатов от НДП и "Трудовой Украины" (в обмен на портфель министра транспорта и связи для Валерия Пустовойтенко), а также несколько внефракционных депутатов. С высокой вероятностью ожидалась поддержка кандидатуры г-на Еханурова со стороны НРУ (15 голосов) и УНП (23 голоса). Для первых важно было сохранить портфели министра иностранных дел и руководителя "ДУСи", вторые, по слухам, запросили за поддержку должности одного из министров или 1-го вице-спикера. Итого получалось не более 194 голосов при 226 необходимых.
С другой стороны: КПУ (56 голосов), БЮТ (40 голосов), СДПУ(о) (20' голосов) и несколько внефракционных депутатов.
В "прикупе": "Регионы Украины" (52 голоса), "Вперед, Украина!" (20 голосов), "Единая Украина" (19 голосов), ПРП (15 голосов) и несколько внефракционных депутатов. За "прикуп" развернулась нешуточная борьба. В отличие от коммунистов, два других противника президента, СДПУ(о) и БЮТ, не только отказались поддержать Юрия Еханурова, но и развернули активную деятельность по провалу голосования. Благо умения и сноровки в таких делах ни эсдекам, ни "бютовцам" не занимать. Наиболее наблюдательные задумались об истинном смысле и значении записки, оставленной Юлией Тимошенко своему потенциальному преемнику: "Искренне желаю удачи".
Таким образом, в поддержку своего выдвиженца президенту предстояло добыть 32 депутатских голоса.. В странах с развитой демократией для "вербовки" недостающих голосов оппонентам предлагают должности в правительстве. У Украины своя специфика. Для оппозиции получить в преддверии выборов незначительные портфели во власти равносильно самоубийству. Как же тогда критиковать власть? Гипотетически из всех "фракций прикупа" на должность в правительстве могла согласиться ПРП. Этим не преминул воспользоваться президент, пообещав оставить Министерство финансов ее лидеру Виктору Пинзенику. На "Единую Украину" Богдана Губского Виктор Ющенко особо не надеялся. Тесные связи с Юлией Тимошенко и хроническое неприятие со стороны "нашеукраинцев" — лишние тому доказательства. При этом "Единая Украина" до последнего "играла в сомнения".
Двум другим фракциям, "Регионы Украины" и "Вперед, Украина!", в обмен на поддержку нужны были уступки президента в следующих вопросах:
1. Прекращение давления на коммерческие структуры, близкие к представителям оппозиции.
2. Прекращение уголовных дел против первых лиц оппозиционных партий, ранее бывших при власти.
3. Введение в действие политреформы в октябре 2005 года.
Создание временной следственной комиссии ВР по расследованию фактов коррупции в окружении президента и финансирования предвыборной кампании кандидата в президенты Виктора Ющенко из-за рубежа требованием назвать тяжело, поскольку эти вопросы находятся в компетенции парламентариев и голосов для создания комиссии в ВР Украины набирается более чем достаточно,
Мог ли президент пойти на такие уступки? В принципе, да.
Поддержка фракцией партии "Вперед, Украина!", в состав которой входит "раскулачиваемый" олигарх Виктор Пинчук, кандидатуры Юрия Еханурова наводит на мысль, что компромисс как минимум возможен. Надеясь на полюбовное решение проблем и сохранение большей части бизнеса, г-н Пинчук вполне мог пойти на соглашение с президентом.
Участие фракции "Регионы Украины" в подписании декларации поначалу давало надежду президенту на получение голосов "регионалов". Однако по совокупности причин "януковичи" заняли сверхжесткую позицию в отношении политреформы; На это президент Ющенко пообещал лишь не препятствовать ее проведению. Понятно, что "не препятствовать" не означает помогать. Таким образом, можно считать, что "Регионы Украины" и президент не сошлись по идейным соображениям.
Утро 20 сентября ясности не принесло. Вопрос о премьере продолжал "висеть" в кулуарах парламента — 10 голосов не хватало.
— Александр Михалыч! Утвердят? — спрашивал чуть ли не каждый второй журналист у нардепа Александра Волкова.
Без тени сомнения в голосе тот бросил: "Завалят!"
В кулуарах активно гулял слух из Интернета о $30 тыс. за голос против Еханурова. Многие сомневались, мол, слишком маленькая сумма, и вспоминали "донецких", которые действовали по принципу: "если деньги не решают вопрос, то его решат большие деньги".
Многие продолжали считать "Регионы" единственной надеждой президента. Лидер фракции Раиса Богатырева часто выходила из зала в компании коллег по фракции. Зайдя в укромные уголки, они что-то напряженно обсуждали. Очевидно, выбор для "Регионов Украины" был непростым.
Некоторые нардепы считали утверждение Еханурова делом решенным. Спрашиваем "нашеукраинца" Ивана Салия: "Сколько не хватает для утверждения Еханурова?" Широко улыбаясь, он произносит: "Так его уже выбрали!"
Приезд президента был, в принципе, ожидаем. Неожиданностью для многих стала жесткая речь главы государства. Во-первых, мы наконец-то услышали, за что правительство Юлии Тимошенко было отправлено в отставку. Во-вторых, гарант намекнул,
что знает возможных зачинщиков провала голосования по кандидатуре премьера и методы их работы с депутатским корпусом на загородной территории. В-третьих, в словах Виктора Ющенко стало заметно больше признаков речи лидера, президент говорил четко и ясно, почти без "сантиментов идеалиста". И главное — Виктор Андреевич признал, что во время голосования за кандидатуру Юрия Еханурова будет решаться судьба самого президента и его чести.
Во время выступления Еханурова некоторые (видимо, определившиеся с выбором) нардепы покинули зал. Оставшиеся на своих местах депутаты не услышали главного — персонального состава Кабмина. Возможно, именно это и предрешило результат голосования: президентскому кандидату для утверждения не хватило 3-х голосов.
Несмотря на то, что второе поражение в стенах парламента далось Виктору Ющенко нелегко, он все же нашел в себе силы усадить заинтересованные стороны за стол переговоров. По всей видимости, у президента нашлось что предложить строптивым нардепам. Подробных результатов политических торгов никто из участников встречи не сообщил. Однако, судя по первым заявлениям лидеров фракций, главным итогом четырехчасовых переговоров стали уступки президента парламентариям в кадровых вопросах. По словам пресс-секретаря президента Ирины Геращенко, формировать руководящий состав силовых министерств Ющенко будет самостоятельно. Остальные портфели планируется поделить согласно многосторонним консультациям с участием президента Украины и лидеров парламентских фракций. Кроме того, по словам лидера фракции "Народной партии Украины" Игоря Еремеева, через три недели состоится встреча в расширенном формате с участием не только президента и парламентариев, но и губернаторского корпуса. Означает ли это, что главные политические силы парламента потребовали от Виктора Ющенко провести ряд кадровых перестановок в регионах, доподлинно не известно. Тем не менее в ближайшее время некоторые губернаторы (ставленники лиц, замешанных в коррупционном скандале) вряд ли смогут спать спокойно. Как бы то ни было, парламентарии, похоже, замахнулись на святая святых украинских президентов — назначение и увольнение губернаторов.
Впрочем, президентско-парламентское противостояние образца сентября 2005 года, безусловно, войдет в новейшую политическую историю Украины. Парламентарии преподали президенту Ющенко урок: в стенах ВР Украины сформировалась сила, с которой ему придется считаться, хочет того он или нет. Второй важный вывод — работать нахрапом "а-ля Тимошенко" с депутатским корпусом у Банковой больше не получится. Тем не менее открытыми остаются несколько стратегически важных вопросов. Первый: какую политическую цену в конечном итоге заплатит президент Виктор Ющенко за продвижение своего доверенного лица в премьеры? Второй: какой реванш возьмет Виктор Андреевич за обидное сентябрьское поражение, ведь, как говорят, память у г-на Ющенко очень хорошая.