Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Первая крымская" N 36 (92), 23 - 29 сентября 2005 года

Крым съел "чужого" премьера и ждет "своего"

Лейла Такош

Анатолия Матвиенко, проработавшего в Крыму 4 теплых месяца, можно было бы назвать "курортным премьером", если бы далеко не курортные условия, в которых ему пришлось работать. Он, оставаясь чужаком для местного политического междусобойчика, так и не смог ни создать своей команды, ни наладить отношения с депутатским корпусом, ни каким-то образом повлиять на экономическую ситуацию в регионе.

На тропе войны

Если бы слова измерялись мегатоннами, то заявление крымского премьера в понедельник о подготовке в автономии "коррупционного переворота", цель которого "установить на месте конституционного Совмина теневую структуру", можно было бы приравнять к взрыву атомной бомбы. А радиация от его обвинений в адрес депутатского корпуса в участии в "криминально-финансовых группах" и "воровских кланах", пытающихся "установить в Крыму коррупционную власть", убила все живое, что еще оставалось в отношениях между премьером и парламентариями. Эта "хиросима" бабахнула не сразу, а после длительных позиционных военных действий между Матвиенко и частью депутатов, требующих его отставки в течение всего лета и начала осени. "1К" неоднократно писала об этом конфликте, прогнозируя, что к октябрю правительство может пошатнуться. Но мы не учли особенностей сезона — предвыборного обострения политических болезней. Попрощаться с "киевским гостем" полуостров решил уже в сентябре.

Если до заявления Матвиенко в парламенте еще были сомневающиеся, то после его демарша их количество стало стремиться к нулю. Выйдя на тропу войны, он сжег все мосты, по которым возможные переговорщики еще могли пойти навстречу друг другу. Отставка главы крымского правительства стала вопросом решенным. Судя по всему, это понимал и сам премьер. По крайней мере, политолог Дмитрий Выдрин, близкий к Юлии Тимошенко, сразу охарактеризовал его атаку как подготовку к красивому уходу. Местные же наблюдатели склонялись к тому, что, взяв томагавк, в плен не сдаются. Но неожиданно все кончилось капитуляцией.

Легальной причиной добровольной отставки Матвиенко стало поведение депутатов от его партии "Собор", входящей в блок Юлии Тимошенко, отказавшихся поддержать во вторник кандидатуру Юрия Еханурова на пост премьер-министра Украины. В своем письме президенту крымский премьер написал: "Позиция партии... является изменой национальным интересам. Именно этим объясняются мое заявление о сложении полномочий главы УРП "Собор" и выход из рядов партии. Как бывший лидер я нес всю ответственность за действия партии. Все это дает мне право заявить, что мое пребывание на должности председателя Совета министров АРК в дальнейшем является невозможным по моральным причинам. Прошу президента Украины Виктора Ющенко принять мою отставку".

Та же самая мысль, подмешанная к "коррупционному заговору", прозвучала и в прощальной речи Матвиенко на трибуне ВР Крыма, попросившего отставки "по этическим мотивам". Он добавил лишь, что продолжать борьбу за премьерство означало бы для него "ради высокого портфеля... предать всех".

Нужно ли говорить, что парламент с удовольствием отпустил премьера на свободу, тем более, что, как выяснилось, Виктор Ющенко предварительно дал на это согласие. Двойное удовольствие депутаты получили от того, что сразу же выразили недоверие всему составу правительства и скоро приступят к приятной обязанности дележа портфелей министров. Как только выберут себе нового премьера.

Лобное место

Того, кто пойдет на этот пост, в кулуарах сразу же назвали самоубийцей. Привлекательный момент в этой "технической" должности только один — возможности главы правительства при использовании так называемого админресурса на выборах. Зато негатива целая куча. Во-первых, сроку новому премьеру — только до конца марта. Во-вторых, впереди зима, к которой Крым совсем не готов, и виноват в этом будет уже не вчерашний, а завтрашний Совмин. В-третьих, ожидается полная катастрофа с местным бюджетом, в котором предполагается разница между расходной и доходной частью в 250 млн. грн. В-четвертых, впереди выборы, а значит, политические дрязги не дадут спокойно работать правительству.

Но, как оказалось, в стремящихся к суициду недостатка не было. Среди десятка претендентов на "многострадальный" пост депутаты в среду сошлись на трех кандидатах, имена которых отправили на согласование президенту. Это Сергей Куницын — нынешний внештатный советник президента, которого тот только в конце апреля отравил в отставку. Лидер "оранжевой" фракции и глава регионального отделения Нацбанка Украины Анатолий Бурдюгов. И вице-спикер Василий Киселев. Если Ющенко выберет именно его, это будет очень забавно. Василий Алексеевич, как известно, возглавляет местную ячейку Партии регионов и один из инициаторов создания блока Януковича, поэтому в случае успеха этой кандидатуры в Киеве о нем можно будет сказать: он так искусно боролся с режимом, что в итоге его возглавил.

Вполне вероятно, впрочем, что президент предложит какую-нибудь другую кандидатуру и, скорее всего, опять "варяга". Правда, крымский спикер Борис Дейч намерен отстаивать патриотическую идею. "Намучившись" с чужаком Матвиенко, крымские депутаты теперь хотят своего — местного. Как бы то ни было, ожидается, что имя нового главы правительства автономии станет известно уже в пятницу.

Вне игры

Остается ответить на вопрос, почему прежний премьер — Матвиенко — не смог удержать за собой этот пост. Одна из причин: он не захотел принять правила традиционной политической игры на полуострове, на котором в течение последнего десятилетия сформировалась постоянная властная обойма игроков. Он, основываясь на своем опыте губернаторства, не стал играть в поддавки с парламентом, игнорируя его как институт власти и отказавшись раздавать депутатам "доходные" места. Матвиенко вообще мало представлял себе, что такое Крымская автономия и как здесь сложно удерживать баланс, применяя вместо привычных кнута и пряника размышления о морали. Кроме того, не успев сделать что-нибудь заметное в экономике полуострова, он взамен этого генерировал раздражающие многих "дикие" идеи: дворцы, казино проекты "Морской берег" и "Питьевая вода". Самый громкий "прокол" — последний проект о выделении более 6 тысяч гектаров в западном Крыму какой-то "левой" фирме "Гольф-Сити". (Кстати, прокуратура автономии только в эти дни сообщила о том, что опротестовала это решение.) Матвиенко, наконец, не смог продемонстрировать сильную власть.

И все же, несмотря на свою капитуляцию, экс-премьер пообещал крымчанам, что "порядок в Крыму будет наведен" и он "доведет свое дело до конца". Что скрывается за этим обещанием, прозвучавшим угрозой "вражескому" депутатскому корпусу? Одни вспомнили, что у нас уже год пустует место представителя президента. Другие сообщили, что Ющенко предлагал экс-премьеру должность секретаря СНБО, но тот, кажется, отказался. Парад предположений продолжается.