Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Коммунист", N 70 (802), 7 сентября 2005 года

Поместная церковь в Украине есть. Это – Украинская православная церковь

Озвученное Ющенко на Майдане 24 августа намерение создать "единую поместную церковь" вызвало в православном мире неоднозначную реакцию.

Ясность в эту "проблему", как нам кажется, вносит интервью Предстоятеля Украинской православной церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира американскому информационному агентству "Ассошиэйтед Пресс", которое он дал еще до вышеупомянутого заявления главы государства и которое мы в изложении печатаем ниже.

— Поместная церковь в Украине уже существует — это Украинская православная церковь, берущая начало еще со времен Святого великого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Киевской Руси. "Поместная" — это территориальное обозначение, применяющееся как к полноте определенной автокефальной церкви, так и к ее составной единице — епархии (определенной территории, местности), возглавляемой епископом. Судьбы православной церкви в Украине были разными. Ей приходилось переживать периоды гонений и упадка, расцвета и духовного возрождения. Сегодня православная церковь в Украине объединяет 35 епархий, насчитывающих 11 тысяч приходов. Украинская православная церковь имеет канонический статус и является "самостоятельной и независимой в своем управлении"...

Второе, что хотелось бы отметить, — это замечание относительно самого термина "создание" в контексте поставленного вопроса. Церковь создана один раз своим Главой — Господом нашим Иисусом Христом и является, по словам апостола Павла, ее телом. Вероятнее всего, в этом случае имеется в виду обретение Украинской православной церковью нового канонического статуса, вследствие чего она бы заняла соответствующее ей место в Диптихе православных церквей. Это реально. Еще в 1993 году Священный Синод нашей Церкви в своем обращении к верующим говорил, что мы также стремимся, чтобы Украинская православная церковь стала равноправной сестрой в семье православных церквей, но идем мы к этому каноническим путем.

Скоро ли это произойдет? Ответить очень трудно. Зависит это не столько от нас, сколько от тех, кто сегодня находится вне церковного единства со Всемирным православием. Возможность обретения Украинской православной церковью нового канонического статуса зависит от единства православной церкви в Украине. А это единство возможно исключительно в русле канонического права, то есть в результате возвращения в церковь тех, кто от нее по тем или иным причинам отошел. Наша церковь смотрит на членов религиозных организаций, зарегистрированных в государственных органах Украины как "православные церкви" с определенными оговорками в названиях, не иначе как на своих чад, находящихся, надеемся, временно, за церковной оградой. И эту точку зрения поддерживает и разделяет весь православный мир.

На сегодня, с точки зрения канонического права, являющегося своего рода церковной конституцией, эти организации скорее не религиозные, а общественные, поскольку в их "иерархии" отсутствует апостольское наследование. Украинская православная церковь с терпением и материнской любовью ждет их возвращения, чтобы наконец воцарился церковный мир. Только в этом случае мы сможем с чистой совестью сказать всему миру, что у нас единая церковь.

И еще я хотел бы обратить внимание, что упоминаемого многими СМИ определения "Украинская православная церковь Московского Патриархата" не существует. Есть Украинская православная церковь. И с этим уставным названием она зарегистрирована в соответствующих государственных учреждениях. Дополнение "Московский Патриархат" возникло намного позже с целью отличия от "УПЦ-КП", название которой без "КП" существовать не может, поскольку она является новой организацией, взявшей часть названия от Украинской православной церкви. Далее митрополит Владимир отметил, что Константинопольский Патриарх Варфоломей также однозначно высказался, что такого института, как "Киевский патриархат", в православном мире не существует. Предыдущему вице-премьер-министру Николаю Жулинскому Патриарх в свое время говорил, что Филарета (главу "КП") никто не признает как архиерея, о чем и информировал тогдашнего президента Л.Кравчука. Да и вообще: как Константинополь может поддерживать УПЦ-КП, если он вообще не признает ее как церковь?

Отвечая на вопрос, не вмешивалась ли Украинская православная церковь в президентские выборы 2004 года, поддерживая одного из кандидатов, глава УПЦ сказал, что православная церковь не могла и не вмешивалась в выборы уже только потому, что, несмотря на многочисленные просьбы, до сих пор не имеет статуса юридического лица. Священноначальство церкви не делало от ее имени никаких официальных заявлений в чью-либо поддержку, а только они имеют общецерковное значение и авторитет.

А если где-нибудь такое вмешательство и имело место, так это было не общецерковной позицией, а отображало отношение определенных иерархов, клириков и мирян, их мнение как граждан нашего государства. В некоторых случаях они были следствием политизации межконфессиональных отношений в Украине, вмешательства органов государственной власти и административного ресурса в церковную жизнь. Тем не менее, как показало время после выборов, опасения не были необоснованными. Во многих регионах Украины межконфессиональные отношения заострились, вплоть до физического вмешательства.

А вот как расценивает инициативу Ющенко народный депутат хм. Украины председатель Украинского отделения Международного фонда православных церквей Екатерина Самойлик:

— Позицию главы государства в таком деликатном вопросе, как отношения между православными конфессиями, между канонической УПЦ и объединениями, находящимися вне ее лона, нельзя расценивать иначе как прямое вмешательство в церковные дела. В Основном Законе четко и недвусмысленно выписано размежевание светской и церковной власти. И очень горько, что первым, кто стал на путь игнорирования этого конституционного требования, был сам гарант Конституции.

А что касается затронутого президентом вопроса о так называемом создании единой поместной Украинской православной церкви, то он носит надуманный и, я позволю себе высказаться именно так, явно провокационный характер. Нельзя не согласиться с митрополитом Владимиром. Поместная Украинская православная церковь в нашем государстве уже есть, ее возглавляет с 1992 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Этот ее статус с начала 90-х годов прошлого века узаконен после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.

И любые попытки поставить под сомнение объективную реальность выходят за пределы как православного, так и духовного поля. А еще содержат нескрываемое стремление разорвать исторические корни Русской и Украинской православных церквей, идущие из глубины тысячелетий, выдержавшие жестокие испытания. И это духовное родство, молитвенное единение помогают и сегодня соседним славянским народам двух наших великих государств.

Зачем понадобилось Ющенко опять вытаскивать на свет Божий замусоленную карту о создании "единой поместной церкви", к которой в свое время прибегали еще его предшественники Кучма и Кравчук? Да еще и накануне парламентских вы-боров-2006. Организатору помаранчевого переворота очень уж не терпится правдами и неправдами сколотить в следующем составе Верховной Рады конституционное большинство в 300 голосов. И в этом неблагодарном замысле почему бы не реанимировать давно обанкротившуюся идейку о создании "единой поместной церкви", согнать в нее всех непокорных и самостоятельных. А во главе новой конфессии поставить самозванного "патриарха"-раскольника Филарета, готового выполнять любые прихоти Ющенко.

Можно не сомневаться: новая-старая затея — грубая попытка главы государства вмешаться в межрелигиозные отношения, стремление диктовать верующим свою волю — будет содействовать только одному: усилению напряженности и конфронтации, падению престижа Украины в православном мире, да и на международной арене.

Подготовил Владимир Сиряченко

Прочитано в…

...Главная кафедра униатской Греко-католической церкви переносится из Львова в Киев. То, что Ватикан пользуется в своих интересах заискивающей перед Западом позицией "оранжевых" властей, понятно. Но чего ради новые власти Украины, прикрываясь словами о свободе вероисповедания, грубо попирают интересы и чувства православных, бездушно пренебрегают традициями и культурой своей собственной страны? Уже объявлена и политическая цель — создание в Украине независимой от РПЦ "единой поместной православной церкви", что станет "одним из самых важных факторов самоопределения нации". Неужели желание отделить украинцев от Московской патриархии столь сильно, что ради решения этой задачи сгодится и битье "униатской дубинкой" по всему православию? "Известия"