Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Голос Крыма" N 50 (576), 10 декабря 2004 года
Прежде, чем двигаться в каком-либо направлении, нужно выяснить, где находишься; прежде, чем принять какое-либо решение, нужно проанализировать ситуацию и продумать все возможные варианты. Это высказывание не ново и, я думаю, многие пришли к нему и без моей помощи. Не проанализировав ситуации и не продумав возможные варианты, человек не станет принимать решения и, тем более, действовать. В этой статье я хочу предложить вашему вниманию некоторые научные раскладки и определения социологических терминов в надежде на то, что они помогут кому-нибудь принять решение и подтолкнут к действию.
Как вы знаете, крымскотатарский народ находится сейчас на пути интеграции в украинское общество. Интеграция — лишь один из общественных процессов, возникновение которых возможно при столкновении (воздействии друг на друга) двух обществ и, соответственно, культур. Кроме интеграции социологи также выделяют конфликт, конкуренцию и ассимиляцию. Причем, если первые два возникают обычно при взаимодействии двух равноценных и равносильных обществ (США против СССР и т.д.), то для возникновения интеграции или же ассимиляции обязательным условием является превосходство одного из взаимодействующих обществ. Иными словами, одной из сторон в интеграции и ассимиляции обычно является национальное, этническое, языковое или же религиозное меньшинство. Именно эти два общественных процесса — два пути, по которым может пойти меньшинство, но прежде, конечно же, нужно сделать выбор. Давайте для начала рассмотрим, в чем разница между интеграцией и ассимиляцией
Оба эти термина означают изменение культуры, разница лишь в степени изменения. Культура сама по себе не может не изменяться — это естественный и необратимый процесс. Изоляционизм здесь не поможет. Культура состоит из предметов деятельности общества, которыми оно пользуется (материальная культура — одежда, школы, фабрики, города, книги, космические корабли, культовые знаки и т.п.; нематериальная культура — языки, идеи, верования, правила, обычаи, мифы, навыки, образцы семейной жизни, политические системы и т.д.); общество состоит из взаимодействующих между собой людей, объединенных одной культурой. Общество распадается без культуры. Культура, в свою очередь, не может существовать без общества, которое ее развивает. Потому и степень изменения, развития своей культуры также определяет общество в лице каждого своего представителя. Естественно, что абсолютного единогласия по этому вопросу (как и по другим) быть не может, но чем единомышленников больше, тем общество (нация) сильнее и сплоченнее.
Интеграция, безусловно, положительное общественное явление. Она подразумевает "процесс сближения и объединения разобщенных групп (по национальному, этническому, языковому признаку) в единое общество, все члены которого чувствуют себя достойно и полноценно, при котором представители меньшинств сохраняют свой родной язык, культурные особенности и национальное самосознание". Обычно это означает, что представители национальных меньшинств вливаются в общество большинства, предпосылкой к чему является знание и уважение культуры большинства и знание государственного языка. Ассимиляция же означает "подавление культурных особенностей национального меньшинства в пользу более распространенной культуры, языка, традиций". При этом меняется самосознание представителей национального меньшинства. Это выражается в отказе от употребления родного языка, невозможности получения образования на родном языке, отказе от национальных традиций и обычаев. Интеграция отличается от ассимиляции как раз тем, что, признавая необходимость изучения культуры и языка большинства, сохраняются и особенности национального меньшинства. Ассимиляция в большей степени процесс односторонний (меньшинство перенимает культуру большинства) в то время как интеграция — двусторонний (большинство также знает и уважает культуру меньшинства, предоставляя при этом возможности для ее развития). Для полной картины следует также заметить, что ассимиляция всегда индивидуальна, личностна и добровольна. Она осуществляется путем внедрения неких идеологических установок в сознание каждого конкретного человека. Степень ассимиляции, то есть усвоения этих установок, каждый выбирает для себя сам. Можно выделить два вида ассимиляции:
— полная, когда человек, принадлежащий к определенному национальному меньшинству, начинает ощущать и называть себя членом доминирующей культуры (перемена происходит не только на сознательном, но и на подсознательном уровне);
— частичная, когда человек, не переставая ощущать себя представителем национального меньшинства, одновременно включается в общую систему ценностей и иерархии доминирующей культуры, действуя при этом совершенно осознанно. Народам, оказавшимся когда-либо в статусе национального меньшинства, всегда было выгодно в той или иной форме ассимилироваться, влиться в доминирующую культуру, степень ассимиляции, повторяю, выбирая при этом добровольно (но при четкой пропорции: большая ассимиляция — большая выгода). Социологи также отмечают, что ассимиляция будет наиболее полной, если представитель национального меньшинства войдет в первичную общественную группу (семья, клан, дружеская компания и т.д.) с членами доминирующей культуры, так как количество и эффективность взаимоотношений в этом случае достигают наивысшей точки. А вообще отличить интеграцию от ассимиляции очень трудно, и потому один из министров Германии Отто Шилли по этому поводу вовсе не зря сказал, что "наилучшим путем интеграции является ассимиляция" (в оригинале это было сказано о многочисленных выходцах из Турции, работающих и живущих в Германии, и вызвало бурю негодования как в Турции, так и в турецкой диаспоре в Германии).
Плоха или хороша ассимиляция — вопрос субъективный. Для одних утрата "этнической чистоты" — катастрофа, оправдать которую невозможно, для других создание мощного единого государства — величайшая победа, за которую стоит заплатить некоторыми "частностями". Хотя и вопрос, станет ли доминирующая нация сильнее, если ассимилирует меньшинство, спорный. Вот что на этот счет думает ООН: "...Поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают..." (из вступления к Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам). В любом случае право выбора и право на ассимиляцию имеет любой представитель национального меньшинства. Вот как об этом говорится в Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств: "Любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться таковым, и этот выбор или осуществление прав, которые связаны с этим выбором, не должны ущемлять данное лицо" (статья 3). Однако не стоит также забывать, что сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки, а также во время русификации завоеванных Российской Империей земель. В наше же время выражения "социальная политика" и "культурная политика" для большинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Почему для цивилизованных? Потому что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они являются, по крайней мере, с середины XX века. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН. И если в развитых европейских странах консервативная культурная политика применяется как контрмера глобализации культуры, которая также чревата потерей культурной самобытности, культурным истощением за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру, то для национальных меньшинств она может стать фактором, противодействующим ассимиляции, способствующим сохранению национального культурного колорита, этнических черт в изменяющейся и развивающейся собственной культуре.
Ну и в заключение давайте подумаем, какие личные качества делают человека членом какой-либо определенной этнической группы, так как это и есть именно то, что теряется в процессе ассимиляции, а также попробуем определить, какие действия нужно предпринять, чтобы избежать их потери.
Вне сомнения, наиболее важными компонентами чьей-либо этничности являются следующие: этническое самосознание, язык, религия. Чтобы понять, из-за чего происходит этническая ассимиляция, нам нужно установить, какие факторы способствуют потере каждого из этих компонентов и как они могут быть восстановлены.
Этническое самосознание может определяться как идентификация себя как члена некоторой определенной этнической группы. Это, вероятно, самая важная характеристика, формирующая основу этнической идентификации. Что заставляет крымских татар терять свое этническое самосознание? Среди многих возможных причин культурная индоктринация (внушение, навязывание), возможно, является самой главной. Когда учебник истории в русской средней школе обрисовывает татар как варваров, которые только и делали, что убивали, насиловали и грабили, и в то же время описывает древних славян как "высоких, белокурых, красивых людей", постоянно озабоченных благородными культурными помыслами, единственное заключение, которое крымскотатарский школьник может сделать: татарином быть плохо. Сюда можно добавить и множество других примеров, которые особенно чувствительны для тех, кто в повседневной жизни много общается с носителями негативных мыслей о татарах в целом, и крымских татарах в частности. Такое культурное навязывание (индоктринация) обычно ведет к низкой самооценке, комплексу этнической неполноценности и нежеланию признавать себя татарином. Молодые люди особенно чувствительны к такой индоктринации.
Большинство подростков хочет отождествлять себя со всем современным и модным. Русская и украинская попкультуры предлагают подросткам нескончаемый поток образов, с которыми можно отождествлять себя: красивые, сексуальные, самоуверенные модели, певцы, спортсмены, актеры и т.д. Крымскотатарская же культура часто очень запаздывает в предоставлении подобного ряда образов. Создание и распространение таких образов следует включить в основные задачи организованной культурной политики.
Музыка, один из важнейших компонентов культуры, также серьезно страдает в процессе ассимиляции. В наши дни уже можно констатировать, что многие представители современной крымскотатарской молодежи считают крымскотатарскую музыку (а в дополнение к ней и крымскотатарскую культуру в целом) архаичной и старомодной. Во многом это связано с тем, что крымскотатарская музыка действительно не отвечает требованиям современности с ее многочисленными музыкальными направлениями (рок, рэп, хип-хоп и т.д.). Возможно, здесь есть немалая заслуга чересчур консервативно настроенной крымскотатарской элиты, считающей новые музыкальные направления чуждыми крымскотатарской музыке. На самом деле, скажем, в рок-музыке (корни которой в музыке Африки и Карибского бассейна) нет ничего специфически западного или христианского, так же как нет ничего специфически китайского в бумаге и порохе. Изменение этой тенденции, особенно важной для крымскотатарской молодежи, я думаю, также должно быть включено в основные задачи культурной политики. И, пожалуй, следует сказать спасибо DJ Bebek, уже начавшему этот процесс.
Есть еще один достойный внимания факт: многие культурные организации, в особенности в крымскотатарской диаспоре, обычно имеют трудности в привлечении молодых людей, потому что они воспринимают эти организации как старомодные места, где их родители собираются, чтобы поесть национальные блюда, попить чайку и посплетничать. Чтобы привлечь молодежь, такие организации должны предлагать то, что интересно молодым людям: спортзалы, дискотеки, плавательные бассейны, выставки мод, обсуждения книг, службы знакомств и т.д.
Другой важный способ укрепления этнического самосознания — корректировка тенденциозного взгляда на крымскотатарскую историю. Важно обучать детей неискаженной истории крымскотатарского народа. Полагаться на русские учебники контрпродуктивно. Конечно, нереально снабдить каждую школу, где учатся крымскотатарские дети, специальными учебниками истории, поэтому в этом случае бремя ответственности ложится в основном на плечи родителей.
Язык — основа этнической культуры. В Крыму потерю крымскотатарского языка можно объяснить многими причинами. Например, крымскотатарский язык часто рассматривается как препятствие получению высшего образования (до сих пор практически все дисциплины в институтах и университетах, кроме непосредственно крымскотатарского языка и литературы, преподаются только на русском языке). Многие молодые люди считают крымскотатарский язык "архаичным", "старомодным" и неподходящим для современного мира компьютеров, факсов и сотовых телефонов. Очевидно, что открытие национальных школ, повышение тиражей крымскотатарских газет и другие меры могут быть очень полезными, но финансовые, организационные и материально-технические проблемы делают их осуществление очень трудным и во многих случаях нереальным. Естественно, это ни в коем случае не означает, что от работы над такими проектами следует отказаться. Роль семьи, родителей, их взгляд на изучение крымскотатарского языка также играет особую, если не сказать решающую, роль.
Не менее важна для крымскотатарской культуры и роль религии. Ислам уже много веков является важнейшим идентификационным элементом крымскотатарского народа. Как культурная сила религия может существенно помогать в поддержании чьей-либо этнической идентификации? В истории есть много примеров, свидетельствующих об этом. Со времени возвращения в Крым многое было сделано в этом плане, но не меньше предстоит еще сделать. В то же время следует уделять особенное внимание тому, чтобы просвещенная, свободная от предрассудков, толерантная, миролюбивая и плюралистическая ветвь ислама продолжала доминировать над фундаменталистским (ваххабистским), нетерпимым, ограниченным исламом.
Подводя итог, можно сказать следующее: жизнь, несмотря ни на что, продолжается и диктует нам свои условия. Да будет все в вашей жизни так, как вы сами этого для себя желаете! Для этого нужно лишь принять решение, не забывать его и действовать в соответствии с ним.
Сервер САДЫКОВ,
студент Измирского университета.