Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Крымская правда" N 124 (23499), 7 июля 2004 года
К сожалению, вопросы обустройства возвращающихся в Крым крымских татар и представителей других депортированных народов решаются чрезвычайно тяжело. Дело не только в том, что власти Украины и Крыма не уделяют данной проблеме должного внимания или в недостатке финансовых средств. Тогда можно было бы обещать, что в случае смены власти можно будет резко улучшить ситуацию. Но тешиться подобными иллюзиями было бы, по меньшей мере, признаком политической безответственности.
Основная проблема в том, что крымские татары возвращаются не на пустое место, когда-то оставленное ими, а в регион, чрезвычайно привлекательный с экономической точки зрения, а, главное, - населённый людьми, которые вовсе не несут ответственности за совершённую в 1944 году ошибку. Граждане Крыма оказались заложниками ситуации, к созданию которой они непричастны. Необходимо признать, что власть совершила вопиющую несправедливость, заставив народ в целом расплачиваться за преступления отдельных лиц. Кстати говоря, иногда странно слушать заявления о том, что факты сотрудничества крымских татар с фашистскими оккупантами выдуманы или раздуты "сталинской пропагандой". Коллаборационисты в крымскотатарской среде, к сожалению, были. Но, как известно, на стороне Гитлера сражалась и так называемая "Русская Освободительная Армия" и части СС, сформированные из украинцев, калмыков, таджиков и представителей других народов и этнических групп. Поэтому сотрудничество части крымских татар с немецко-фашистскими оккупантами, несомненно, ни в коей мере не может оправдать допущенную в их отношении чудовищную несправедливость.
Но кому теперь предъявлять счёт? С одной стороны, советской власти больше нет, но существуют государственные органы, являющиеся её преемниками. С другой, - разве можно требовать от власти, чтобы, исправляя совершённое ранее беззаконие, она вновь нарушала закон, ломала судьбы людей, лишала их принадлежащего им имущества.
Между тем, такая позиция существует. Её выражает известный деятель Мустафа Джемилёв. Самое печальное в том, что эта единственная позиция, существующая в современном политическом и экспертном сообществе. Всё остальное сводится либо к пересказу предложений Мустафы Джемилёва "на политически корректном языке" (этим занимаются сотрудники разного рода фондов и правозащитных организации), либо к полному отрицанию права крымских татар на обустройство в Крыму (этим, в основном, грешат активисты славянских организаций).
О том, что такая позиция неконструктивна, говорить не приходится. Нельзя права 12% населения защищать за счёт других 88%. Попытка реализовать требования крымскотатарских радикалов приведёт к неизбежному межнациональному конфликту, воплощению "косовского" сценария. В этом случае для остановки кровопролития потребуется вооруженное вмешательство внешних сил (возможно, именно на него и рассчитывает Джемилёв и его сторонники).
Нельзя забывать о том, что межнациональная обстановка в Крыму всегда была напряжённой. Крым был завоеван Российской империей, а не вошёл в её состав добровольно. Но "покорение Крыма" было вызвано вовсе не человеконенавистническим характером тогдашнего российского государства, а военной и внешнеполитической необходимостью. Крымское ханство с момента своего образования и укрепления являлось опасным врагом Московской Руси и польско-литовского государства, в состав которого тогда входила Украина. Татарские набеги, сопровождавшиеся огромным экономическим ущербом и людскими потерями (счёт угнанных в "полон" идёт на сотни тысяч), регулярно повторялись в течение почти трёхсот лет (со второй половины XV до середины XVIII века). Но если мы начнём предъявлять друг другу исторические счёты, то, опасаюсь, дойдём и до претензий за разрушенный в 1482 году Менгли - Гиреем Киев (который, кстати говоря, за два с половиной века до этого пощадил восхищённый красотой города Батый).
Согласно Евангельскому изречению, "пусть мёртвые хоронят своих мертвецов, живым надо думать о живых". Поэтому и нам следует подумать, о том, что же нам делать сейчас, а не подсчитывать взаимные обиды.
Так что же нам делать?
Прежде всего, научиться жить вместе. Славянское население Крыма должно признать, что крымские татары обладают несомненным правом возвратиться на свою малую родину, правом на полноценную и достойную жизнь в Крыму. В свою очередь, крымские татары должны осознать, что славяне, живущие на полуострове, это не захватчики и не враги, а соседи и друзья, которые наделены одинаковыми правами. Для этого необходимо проведение соответствующей пропагандистской работы как в славянской, так и в крымскотатарской среде. Причём такая деятельность должна планироваться и поддерживаться на государственном уровне.
Но, конечно же, радикализм с обеих сторон нельзя победить только разъяснениями и увещеваниями. Раз радикальные настроения существуют, значит, для них существует социально-экономическая почва, а, во-вторых, есть политики и общественные деятели, делающие на них карьеру.
Социально-экономические проблемы, несомненно, надо решать в первую очередь. Без этого, ни о каком урегулировании ситуации не может быть и речи. Но нельзя ограничиваться только выделением средств, пусть даже и в значительно большем объёме. Путь к решению социально-экономических проблем неизбежно лежит и в правовой области. Прежде всего, необходимо остановить беззакония, связанные с приватизацией земли. Именно вокруг этой проблемы зачастую возникают самые ожесточенные конфликты. Кроме того, надо создать все необходимые условия для деятельности среднего и малого бизнеса. Человек должен знать, что у него есть возможность добиться благосостояния законными средствами. Здесь нельзя ограничиться только принятием соответствующих законов. Основными врагами малого бизнеса являются коррупция и криминал. С ними следует покончить в кратчайшие сроки. Но здесь мы вновь затрагиваем проблему смены системы власти.
Интеграция личности в социальный коллектив происходит во многом в процессе получения образования. Реформа образовательной сферы в Крыму назрела давно. Этот вопрос тесно связан с языковой проблемой. Конечно, любой человек должен иметь право получить образование на том языке, который он считает своим родным. Но условия современного общественного производства требуют наличия общего языка, который знают все, который обеспечивает единство социального коллектива. По моему мнению, такую роль способен сыграть в Крыму только русский язык, сохранению и развитию которого власть должна уделять особое внимание. Это, конечно же, не является отрицанием значения украинского как государственного и крымскотатарского языков, закрепленных в Конституции Крыма.
Поблажки одним, строгости в отношении других — наиболее простой способ подогреть радикальные настроения с обеих сторон.
Здесь, возможно, придётся принимать жёсткие, но необходимые решения, - слабость и непоследовательность нынешней власти завела ситуацию в тупик. Прежде всего, надо признать: органы власти обязаны осуществлять свою деятельность в интересах всех граждан, к какой бы этнической группе они не принадлежали. Возникновение каких-либо властных органов, осуществляющих свою деятельность исключительно в интересах одного этноса недопустимо (а именно таким органом и является меджлис крымскотатарского народа).
Создание наделённых властными полномочиями представительных органов отдельных народов приведёт к правовой катастрофе. Каждый такой орган будет вынужден заниматься не поисками компромисса, а "перетягивать одеяло на себя", иначе его руководство утратит влиятельность и популярность в собственной этнической среде. Существование меджлиса а приоре предполагает, что аналогичный орган должен появиться и у проживающих в Крыму этнических русских, и у украинцев, и у армян, и у болгар. Список можно продолжать ещё долго. Чем закончится подобное перераспределение властных полномочий, предсказать нетрудно.
То же самое касается и общественных организаций, в том числе военизированных, создающихся на этнической почве. Казаки и аскеры с точки зрения закона должны быть полностью уравнены в правах. Нельзя препятствовать деятельности одних и оказывать содействие другим. Руководствуясь подобной логикой, можно дойти до разрешения некоторых этнических организованных преступных группировок вследствие их принадлежности к ранее пострадавшему народу.
Особый вопрос — формирование единой региональной элиты, - политической, экономической, научной, культурной. Не секрет, что часть крымскотатарских политиков мечтает о создании собственной элиты. А некоторые этнические славяне с подозрением относятся к включению в региональную элиту крымских татар. Элита может формироваться только на региональном (или общенациональном) уровне, а не по этническому признаку. Стремление сформировать собственную "этническую" элиту, выделенную из общества в целом, неизбежно приведёт к росту сепаратистских настроений и обострению межнациональных противоречий.
К счастью, кроме позиции, выражаемой М. Джемилёвым, есть и иная. Пока она только завоевывает общественное признание, но я убеждён, что уже в скором времени она станет на полуострове господствующей. Это позиция объединения "Наследники Богдана Хмельницкого" и рескома Компартии Крыма. Кратко её можно сформулировать так: "Равноправие, социальная справедливость, территориальная автономия Крыма в интересах всех его жителей". Коммунисты неоднократно требовали от центральной и крымской властей пересмотреть их отношение к проблемам полуострова, которые они не только не решают, но и просто стараются не замечать. К сожалению, адекватной реакции мы так и не дождались. В отличие от Компартии власть и часть её национал-либеральных оппонентов оказались глухи к реальным проблемам депортированных.
У жителей Крыма есть неотъемлемое право на достойную жизнь, на благосостояние и культурное развитие. Но сумеем ли мы это право реализовать, как выясняется, зависит только от нас.
Леонид ГРАЧ,
председатель Всеукраинского объединения граждан "Наследники Богдана Хмельницкого",
народный депутат Украины.