Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Крымское время" N 122 (1966), 8 июля 2004 года
Бездумная политика Киева на крымском направлении, как и предрекали аналитики, аукнулась в другой части Украины — в Закарпатской области. На днях 20 лидеров русинского этноса направили президенту страны и президиуму Национальной академии наук письмо с требованием признать русинов отдельной нацией и предоставить им автономию в Закарпатье.
Авторы обращения утверждают, что русины — это не украинский субэтнос, как заявляют "прогосударственные" историки и политики, а отдельная ветвь славянства, происходящая от хорватов. Кроме того, они обвиняют чиновников в том, что те приложили максимум усилий, дабы при переписи населения закарпатцы в графе "национальность" писали не "русин", а "украинец".
Украинская власть все годы независимости действительно делала все, чтобы снять с повестки дня русинский вопрос. Во многом это объясняется позицией галицийских националистов, не желающих признавать коренность или автохтонность любых этносов, проживающих на континентальной Украине, кроме самих украинцев. Ведь тогда к чертям полетит их идея унитарного моноэтничного государства.
Исключение "галичане" делают лишь для крымских татар, да и то по конъюнктурным соображениям. Во-первых, татар пытаются использовать в качестве противовеса мифическому русскому сепаратизму. Во-вторых, меджлис — давний партнер украинских националистов, и за это партнерство надо постоянно расплачиваться. А в-третьих, с точки зрения западноукраинского патриота, автономный Крым — это, видимо, не такое зло, как какая-то русинская автономия на "самой украинской Украине" — на Западной.
Поэтому из года в год меджлисовцам помогают потихоньку продвигаться к созданию национальной республики. Очередным шагом в этом направлении стал недавно принятый Радой закон о восстановлении прав депортированных, где крымские татары официально названы народом (до сих пор на уровне законодательства такой термин применялся только к одному народу — украинскому).
Однако в такой погоне за конъюнктурой и сиюминутными выгодами есть один недостаток — невозможность выстроить универсальную линию поведения, пригодную к применению во всех регионах и ко всем этносам. В эту-то брешь и просачивается "русинская проблема". Если уж меджлисовцам государство уступает, то закарпатцы вправе спросить: почему же оно не уступает им?
Между тем у русинов есть много аргументов в пользу собственной автономии, подчас более весомых, чем у меджлиса. Правда, пока им все еще приходится отстаивать само право на национальную идентичность, приводя, например, в доказательство то, что они приняли христианство за 120 лет до Киевской Руси и что с тех пор сохранили и свой язык, и собственную письменность.
Несмотря на то, что из века в век русинские земли переходили в руки различных завоевателей, стремившихся максимально ассимилировать местное население, оно продолжало сохранять свою "особость" и даже получило опыт национальной государственности. В декабре 1918 года правительство Венгрии законом "Об автономии русинской нации, проживающей в Венгрии" предоставила автономной территории "Руська крайна" широкие права.
Через год в Сен-Жерменском мирном договоре отдельно была оговорена широкая автономия русинов "Подкарпатская Русь" в составе новосозданной Чехословакии. Кроме всего прочего, автономия получила флаг, герб (до сих пор являющийся гербом Закарпатской области) и гимн, который исполнялся вместе с гимнами словаков и чехов на всей территории республики. Автономия прекратила свое существование только с началом II Мировой войны.
Причем это образование едва не было восстановлено с распадом Союза. Все знают о мартовском референдуме 1991 года, решением которого была возрождена Крымская автономия. Но вот о том, что в том же году, но уже в декабре, 78% закарпатцев высказались на референдуме за воссоздание Подкарпатской Руси, украинские власти стараются не вспоминать. Решение того референдума было подтверждено областной администрацией в 1992 и 1994 годах. Однако Верховная Рада так и не решилась узаконить результаты голосования. Более того, Рада даже не отреагировала на обращение облсове-та, принятое два года назад, о признании на Украине национальности "русин". Зато в 1996 году ГоскомнацУкраины утвердил "План мероприятий" по преодолению проблемы русинов. В нем, в частности, говорится о необходимости "осуществления системы мер, направленных на укрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров (выделено нами — А.Н.)". Там же идет речь о препятствовании местным референдумам, которые могут подстегнуть население к самоидентификации, о создании научной базы, подтверждающей, что Закарпатье — исконно украинская земля, и о "предупредительной работе" с русинскими лидерами.
План до сих пор никто не отменил, и он дал свои плоды. Из 1 миллиона 250 тысяч жителей области во время всеукраинской переписи назвали себя русинами лишь 10 тысяч человек. Впрочем, даже тот ничтожный показатель русинов, который зафиксировала перепись, Госкомстат поспешил прокомментировать: "В состав украинской национальности входит этническая группа — русины".
На самом же деле, по подсчетам Карпато-Русинского центра в США, численность русинов на Украине составляет около 650 тысяч человек. Это гораздо больше, чем, например, 250-тысячная крымскотатарская составляющая крымчан. Вот только пока уровень этнополитической мобилизации русинов уступает татарскому. Поэтому и двойственная политика Киева еще срабатывает. Но кто даст гарантию, что так будет продолжаться еще хотя бы 10 или 20 лет? И что тогда Украина не затрещит по швам?..
Алексей НЕЖИВОЙ