Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Крымское время" N104 (1948), 11 июня 2004 года
После короткого затишья вновь начала обостряться межэтническая ситуация на полуострове. Только в минувшую среду одновременно в трех точках полуострова происходили события, так или иначе связанные с меджлисом.
У Тихой бухты, расположенной в Коктебеле, в этот день с утра появилось, по словам коктебельского мэра Алексея Булыги, более полутора сотен активистов кировского, советского и джанкойского меджлисов. Последние еще около полугода назад предъявляли ультиматум местным властям с требованием выделить землю бухты под индивидуальную застройку. Меджлисовцы хотят получить там 1200 участков. Если исходить из расчета, что в среднем на каждом участке может поселиться семья из четырех человек, то выходит, что в бухте предлагается отгрохать поселок в полтора раза больше, чем Коктебель.
«В бухте наблюдаются серьезные оползневые явления, и сейчас там идут ремонтные работы, поэтому они (меджлисовцы — А.Н.) не смогли проехать через траншею, вырытую для закладки труб», — рассказал Булыга. Помитинговав некоторое время на подступах к вожделенной земле, меджлисовцы уехали. Но не домой. На обочине трассы Симферополь—Феодосия в районе села Насыпного они установили круглосуточный пикет.
Между тем на днях участники международной конференции антропософов обратились к власти с призывом сохранить Тихую бухту в ее первозданном виде. Под заявлением — около двух сотен подписей представителей 50 стран мира, в том числе США и Западной Европы. Авторы считают, что Тихая бухта и ряд других волошинских мест являются достоянием не только крымчан, но и всей мировой цивилизации.
О том, что происходило в этот же день в селе Песчаном Бахчисарайского района, мы вчера рассказывали. Напомним, меджлисовцы пытались в очередной раз взять под контроль детский лагерь «Радар». В ходе противостояния они похитили пятерых охранников лагеря, затолкав их в свои машины и увезя в неизвестном направлении. Правда, позже охранников отпустили, но не стараниями властей. Власти же в лице представителей Минкурортов автономии в это время сделали оставшимся на свободе работникам лагеря предложение, больше похожее на ультиматум: до понедельника перейти на работу в предприятие «Наука», находящееся в ведении министерства и претендующее на собственность «Радара».
Наконец, третьей точкой, где в среду кипели страсти, стало село Веселое, что под Судаком. То самое, где зимой промеджлисовские отморозки убили местного жителя Михаила Писанова за слова «Все мы в душе казаки». Теперь же в селе была организована встреча авторитетных представителей татарской и славянской частей населения. Тема: как жить вместе дальше?
На вопрос о том, зачем понадобилось проводить это нестандартное мероприятие именно сейчас, есть разные ответы. Например, веселовский мэр Геннадий Чепель утверждает, что экстренного повода для встречи не было — она планировалась давно. Начальник судакской милиции Николай Федорян тоже заверил нас, что межэтнических столкновений в селе не было: дескать, была пара драк, но это чистая бытовуха: «Знаете, как бывает, один к другому подошел: а ты почему в шапке? На, получи! У нас каждый день по три таких случая».
Однако наш источник в Веселом утверждает, что не все так просто. По его словам, встрече представителей общин предшествовала серия драк: «В субботу в селе была дискотека. Ближе к ночи два крымских татарина пристали к местному школьнику. За него заступился другой веселовец и получил трубой по голове. Сейчас лежит в феодосийской больнице с очень тяжелым диагнозом. Есть даже опасение, что он может остаться без зрения. Минут через 15 те же люди избили кастетом другого веселовца, который шел по улице с девушкой. А около полуночи группа татар перекрыла дорогу и остановила машину еще одного местного жителя. Придрались, мол, ты нас ослепил. А у того, кстати, вообще дальний свет не работает. Отобрали ключи, выбросили в кусты. Камнями разбили фары, помяли двери, оторвали задний номер. А когда милиция начала разбираться, нападавшие заявили, что они защищались. В общем, складывается такое впечатление, что кому-то очень хочется запугать славянскую часть села и показать, что татары там главные».
Все это и обсуждалось на встрече представителей общин. Впрочем, Слово «обсуждение» в данном случае не очень уместно. Говорят, был форменный скандал со взаимными обвинениями. Ни к какому конкретному решению стороны не пришли. Во всяком случае, сельский голова, когда мы его спросили об итогах встречи, ответил коротко, хотя и бодро: «Она закончилась рукопожатием. Договорились, что будем мирно жить».
При этом Чепель уверял нас, что проблем-то никаких и не было: «Кому-то просто выгодно вылить всю грязь и раскрутить скандал. Вот откуда вы получили информацию о драках?»...
Алексей НЕЖИВОЙ