Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Полуостров" N 22 (72), 4 – 10 июня 2004 года
Сегодня Ислам объединяет по разным источникам от 1,2 миллиардов до 1,5 миллиардов последователей, т.е. почти четверть населения Земного шара. По подсчетам некоторых ученых, Ислам к 2025 г. будет исповедовать порядка 31% населения планеты...
Ислам - самая молодая религия монотеизма, появившаяся в начале 7 века в Саудовской Аравии с учением: "Нет Бога, кроме Аллаха на небе и пророка Магомеда на земле" - никогда не имел антагонизма с верованиями евреев и христиан. Сегодня некоторые думают, что под словом "неверные" подразумеваются христиане. Это - великое заблуждение, ибо пророк Магомед говорил: "Неверные - это язычники, которых надо превращать в свою веру убеждением, в крайнем случае - силой".
При войнах начального периода Ислама ни один воин мусульманин не посягал под страхом смертной казни на честь христианина или иудея. Есть исторический пример: когда Халиф Омар завоевал Иерусалим, его встречал патриарх Иерусалима во храме гроба Господнего, и когда наступило время Халифу молиться, патриарх предложил ему помолится в храме Божьем; "Не могу, ибо по закону если я помолюсь здесь, то храм Божий должен стать мусульманским достоянием", Халиф Омар вышел и рядом с храмом совершил молитву, в доказательство тому мусульмане построили рядом с храмом Господним мечеть имени Халифа Омара в назидание сегодняшним потомкам на земле. Вот истинное сосуществование двух великих конфессий.
Кстати, в научных кругах существует мнение о том, что великий князь Владимир до принятия христианства был мусульманином. Так, известный академик Омельян Прицак пишет: "Будучи князем (до 980 года), Владимир, прежде всего, интересовался сохранением прочных торговых связей с мусульманским купечеством Волжской Булгарии, которая, в свою очередь, была экономической провинцией Хорасана, а культурно - колонией центрально-азиатского тюркского ислама. Надежный арабский источник (аль-Марвази, приблизительно 1120 г.) сообщает, что Владимир сам принял ислам (во время новгородского правления). Если бы он остался в Новгороде, то, скорее всего, ввел бы там тюркскую версию ислама, и таким образом северная часть восточных славян была бы тюркизована, но Владимир, перейдя в Киев, сменил "полумесяц" на "солнце" Константинополя, отказавшись от ислама в пользу греческого христианства".
Как получилось, что в принципе однородное в политическом плане крымское общество 90-х годов прошлого столетия - прежде всего русские, украинцы и крымские татары, составляющие 95% населения Крыма, - породило крымскотатарский радикализм в виде Меджлиса, национал-патриотизм в среде украинцев в виде Руха и национал-шовинизм среди русского населения в виде различных общин? Почему за 14 лет независимости Украины население нашей страны так и не стало украинским народом? Я думаю - это, прежде всего, ошибка руководства государства, которое, увлекшись созданием законодательной, исполнительной и других ветвей власти, позабыло о выработке государственной внутренней политики в виде национальной доктрины, отвечающей духовным потребностям населения, проживающего в различных регионах. Ведь так исторически сложилось, что население Украины в регионах проживания: в центре, на Западе и Юго-востоке страны имеет разную историю, культуру, обычаи и традиции, а также различия в вероисповеданиях.
Национальная доктрина должна предполагать функционирование русского языка, как второго (после украинского) государственного языка в Украине, а в Крыму -функционирование трех государственных языков: русского, украинского и крымскотатарского. Решение этой проблемы сняло бы десятки сложнейших проблем в обществе , ибо язык -это образ жизни и мышления человека, его душа и разум.
Внутренняя политика страны должна предусмотреть скорейшее принятие Верховной Радой Закона "О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку", чтобы дать политическую, юридическую, социально-экономическую оценку фактам геноцида народов, проживающим на территории сегодняшней Украины. Тысячи депортированных за эти годы легли в могилы, не будучи морально очищенными от ярма тех колоссальных унижений и оскорблений, которые они испытали в своей жизни.
В этом году мы отметили 60-ю годовщину депортации крымских татар и других народов. Давно наступила пора уметь легитимно, созидательно работать на Родине -в Крыму. Но Меджлис всё ещё на баррикадах, а вместо сплочения нации на Родине мы пришли к разобщению на различные группы. Разве об этом мечтали наши деды, отцы и старшие братья? Нет, нет и нет!
В свое время, для того, чтобы выдвинуть меня на должность вице-премьера правительства Крыма, тогдашнему спикеру парламента Николаю Багрову пришлось согласовать мою кандидатуру с заместителем Генерального Секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева тов. Ивашко. Сегодня роль в согласовании и назначении национальных кадров в государственные структуры взял на себя Меджлис. Я всегда говорил, и буду говорить, что надо выдвигать в государственные структуры власти представителей депортированных народов, но не по национальному признаку, а, прежде всего по профессиональному. "Телега всегда идет вперед, когда лошадь запряжена впереди, переставь наоборот - телега остановится". Сегодня работник, выдвинутый на государственную должность Меджлисом, должен выполнять его указания, а не своего прямого руководителя по работе, иначе он будет отозван. Непрофессиональный работник дает окружающим извращенное понятие об интеллекте народа. По нему судят о степени умственного развития народа в целом. А у руководителей крымского правительства и других государственных органов есть всегда в таких случаях отговорка: "Меджлис просил, а мы назначили. Что вы от нас-то хотите?".
Когда представители Меджлиса утверждают, что Безазиев - не крымский татарин, а коммунист, я говорю, что, в таком случае, Джемилев и Чубаров - "руховцы" по национальности. Так ведь выходит по их логике?
Нашему народу надо пройти 3 этапа: первое -принять закон о восстановлении прав депортированных, второе - придать крымскотатарскому языку статус государственного на территории Крыма и третье - воссоздать национально-территориальную автономию.
Мы уже давно живем не в советском государстве и ссылки на то, что в 1989 году народные депутаты СССР приняли постановление, реабилитирующее депортированных - не в счет. Мы приехали в Украину, и эта страна давно должна была дать политическую, социальную, юридическую оценку факту депортации. Необходим законодательный акт, который дает право депортированному считаться нормальным гражданином.
Вот я, например, после рассмотрения в парламенте Закона о восстановлении прав депортированных зауважал Ющенко и Тимошенко, фракции которых, наряду с коммунистами, проголосовали "За". А позиция той части проправительственных фракций, которая вообще никак не проголосовала - это антитатарская позиция, они продемонстрировали шовинистическое отношение к целому народу. Этим людям наплевать на то, что будет в Крыму, поскольку они приезжают сюда, чтобы полежать на песке, попьянствовать, отдохнуть и вина попить на своих виллах... И когда говорят, что нельзя принимать закон о восстановлении прав по национальному признаку, я всегда задаю вопрос: а по какому признаку меня - двухлетнего ребенка - и всю мою семью – пятилетнего брата, четырех женщин и 70-летнего деда депортировали?! По национальному? Так будьте добры - и восстановите по национальному признаку.
Если мы хотим, чтобы крымскотатарский язык функционировал в Крыму как государственный, мы должны идти единым фронтом с русским населением полуострова. Требовать вместе: и русский, и крымскотатарский языки должны быть здесь государственными. Во-первых, придание русскому языку такого статуса - в интересах крымских татар, поскольку большая часть наших соотечественников воспитывались и обучались в русскоязычной среде. Во-вторых, надо учитывать мнение большинства - в Крыму проживает более миллиона русских, и по любым международным нормам их язык должен быть здесь государственным. И, наконец, в-третьих, это все-таки не язык каких-нибудь зулусов, а великий русский язык, который входит в шестерку мировых языков ООН, язык, на котором написаны огромные пласты научной и художественной литературы. Нельзя забывать, что мы с вами выросли на русской культуре. Крымские татары должны сейчас сказать: "Русские братья, мы с вами! Вы помогите нам, а мы поможем вам".
Подход к национально-территориальной автономии надо начинать не с оранья на площадях, а с тщательной разработки доктрины: что это такое, и с чем ее кушать - эту национальную автономию. Какова будет ее структура, каковы будут права у представителей других национальностей, будет ли иметь какие-то преимущества коренная нация? Надо все это продумать, апробировать и расписать. И задаться вопросом: а готовы ли остальные 85 % населения воспринять идею этой национальной автономии? Не получим ли мы вторую Югославию?
Национальная автономия ценой войны и жизненных потерь не нужна. Надо своим поведением, своей культурой, своим отношением к другим народам показать, что все мы - братья в этом общем доме. Вот тут надо показать себя с лучшей стороны. Необходимо создать идеологию совместного проживания и взаимоуважения в условиях национальной автономии. Это долговременная программа. Вот, когда идея национальной автономии завладеет умами и сердцами, как минимум 51 % населения Крыма, тогда и можно будет приступать к ее созданию. Конечно, это очень сложно, и может понадобиться, как минимум, 15-20 лет, а то и более. Но другого пути нет.