Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Голос Крыма", 18 июня 2004 года
В свете бурных событий последних дней у многих возникают вопросы: в чем корни межэтнических конфликтов в Крыму, что этому способствует и где его истоки? Чтобы более определенно обозначить проблему, нужен некий детальный анализ того, каким образом формировалось общественное мнение в Крыму после депортации крымских татар в 1944 году. Вспомним, уважаемые читатели, как сразу после нашего изгнания, с целью оправдать гнусное преступление сталинского режима, началась вакханалия очернительства нашего народа. В свете бурных событий последних дней у многих возникают вопросы: в чем корни межэтнических конфликтов в Крыму, что этому способствует и где его истоки? Чтобы более определенно обозначить проблему, нужен некий детальный анализ того, каким образом формировалось общественное мнение в Крыму после депортации крымских татар в 1944 году. Вспомним, уважаемые читатели, как сразу после нашего изгнания, с целью оправдать гнусное преступление сталинского режима, началась вакханалия очернительства нашего народа.
Особо подобранная и тщательно проинструктированная команда борзописцев — Козловых, Первенцевых, Вергасовых, Надинских и целый сонм им подобных, выполняя определенный заказ, обрушили на весь крымскотатарский народ потоки лжи, клеветы и заранее сфабрикованных инсинуаций... Срочно перекраивалась и так достаточно фальсифицированная российская история, превратившая коренной крымскотатарский народ в потомков монголо-татар Золотой Орды, определивших нас по скорректированной истории в некую общность, "очутившуюся" в Крыму, все существование которой заключалось в "набегах", "грабежах", "захватах" и тому подобных деяниях.
Пришлое послевоенное население Крыма в основной массе состояло из людей, которые никогда ранее и понятия не имели, кто же такие крымские татары и как их надо воспринимать. Свое мировоззрение относительно них оно формировало исключительно из той негативной информации, которую распространяли в Крыму все те же идеологические лгуны, в чьи обязанности входило оболванивание пришлого населения непременно в антикрымскотатарских тонах.
После злополучного Указа 1967 года посмевшие вернуться на Родину крымские татары заранее воспринимались крайне враждебно. Свое черное дело в отчуждении крымских татар от остального сообщества жителей Крыма взяли на себя крымские газеты. Особенно это оголтелое шельмование крымских татар усилилось в период перестройки и гласности, когда стало возможным массовое возвращение крымских татар на свою Родину, пик которого пришелся на 1988-1990 годы. На прибывающих крымских татар низвергались все мыслимые и немыслимые угрозы и оскорбления, призывы к недопущению их на территорию Крыма, требования запретить прописку, ужесточить въезд... Тогдашние Областной совет и Обком партии изощрялись в антикрымскотатарских решениях и постановлениях, ущемляющих права крымских татар на само проживание их на территории исторической родины...
Чем упорнее наш народ укреплялся в Крыму, тем более целенаправленно и злобно свирепствовала пресса...
Многие годы я собирала такие публикации. Была задумка в будущем выпустить книгу, и даже название к ней придумала: "Антикрымскотатарский психоз в Крыму". Папки со статьями росли, разбухали: одна, другая, пятая, десятая...
Однажды, перечитывая все это, я испытала глубокое чувство омерзения и швырнула те мерзкие папки в огонь. После этого пришло какое-то облегчение, словно я избавилась от нечисти, отравлявшей мне жизнь. Теперь я ничего не собираю, такие статьи я просто не читаю — так спокойнее.
Я полагаю, что, если бы можно было собрать все, что было опубликовано против нас в течение последних пятнадцати лет (и публикуется по сей день) в крымско-русских газетах, как республиканских, так и не отстающих от них в злопыхательстве районных газетах, то смею вас уверить, получились бы сотни томов, которые, наверное, не уступили бы по объему 55-ти томам сочинений "вождя мирового пролетариата", товарища В.Ленина.
Какое может быть у так называемых "крымчан" отношение к крымским татарам, если их так систематически, со знанием дела, "просвещали" (и просвещают) на высшем уровне черного пиара, закрепляя в умах один лишь антикрымскотатарский синдром?
Печать, особенно периодическая, это мощный по идеологическому воздействию прессинг, и этим сполна воспользовались шовинистически настроенные антикрымскотатарские силы, в чьих устремлениях стойко сохраняется их излюбленный, выпестованный столетиями тезис: "Крым без крымских татар"... Здесь, без всякой скидки на предвзятость, с абсолютной уверенностью можно сделать вывод, что основную, если не главную роль в нагнетании межнациональной напряженности в Крыму — между русским населением и крымскими татарами — сыграла местная крымская пресса. Да и российская от нее не отставала, усердно стараясь внести свою лепту в развязывание межнационального антагонизма в Крыму...
Более того, в том же духе обрабатывается не только взрослое население, но и дети-школьники. Чего только стоят выпускаемые Академией педагогических (?!) наук Украины учебники по истории (в частности, для 6 класса). Можно ли в классе, где обучаются школьники обеих национальностей, вести урок, смакуя "ужасы и жестокости" периода монголо-татарского ига, подспудно прикрепляя этот синдром к сегодняшним крымским татарам? По сему сидящие за одной партой некие Саша и Сервер после столь "плодотворного" урока уже встают из-за парты, стараясь не глядеть друг на друга.
Мой внук, будучи еще школьником, пришел как-то из школы с синяком под глазом. Спрашиваю: что это такое? Он отвечает, что на уроке истории по этой злополучной теме сосед по парте Дема обозвал его "гадом-татарином". "Гад", недолго думая, треснул его учебником по голове, а тот — кулаком в лицо... Потом инцидент разбирался в учительской...
Спрашивается, неужели ученые мужи из педакадемии не владеют информацией об особой этнообстановке в Крыму? Чего ради муссируют эту избитую тему? Значит, это делается сознательно, с дальним прицелом. Сегодня это дети-школьники, а завтра они уже взрослые. И, надо полагать, уроки, полученные в школе не пройдут для них бесследно. Где гарантия того, что в нужном месте и в нужный час сие внедренное еще в школе мышление не сработает? Не мешало бы для сравнения призадуматься над периодами собственной истории. Для примера приведем цитату из опуса господина Гоголя: "...Тарас гулял по всей Польше со своим полком. Выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов, уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки. Распечатали и поразливали по земле вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в погребах. Изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари...
Ничего не жалели казаки, не уважили чернобровых, белогрудых, светлоликих девиц, у самых алтарей не могли спастись они. Зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки поднимались из огненного пламени к небесам, сопровождаемые криками, от которых подвигнулась бы сама сыра земля... Но не вникали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя?"
Как видно из этого отрывка, добрые молодцы-казаки, тоже не отличались кротким нравом, однако вряд ли эти моменты истории упоминаются в польских учебниках... Стоит ли лепить целым народам их былые деяния и делать из этого выводы, воспринимая совершенно однозначно...
Кто же все-таки сеет семена раздора, натравливает одну нацию на другую?
Выходит, это и ученые мужи, и журналисты, щедро оплачиваемые из особых источников и сделавшие себе имидж на антикрымскотатарских публикациях, и политические спекулянты.
Есть и другой фактор, о котором вслух, разумеется, не говорят, но есть и существует в подсознании здешнего русского населения и их политических лидеров. Нам не могут простить того, что. крымские татары, их представительный орган Меджлис безоговорочно поддержали независимость Украины и решительно противостояли тем силам, которые яростно ратовали за отторжение Крыма от Украины и возвращение его в лоно "матушки России". Вот этого нам не могут простить. Отсюда и вытекает та стойкая неприязнь, которая сейчас существует между крымскими татарами и русским населением Крыма... Наш народ устал ждать, устал надеяться. Теперь он требует, причем весьма решительно, землю и восстановления его прав через политическую реабилитацию, чего власти Украины упорно делать не хотят. Вот в этом и заключается суть конфликта.
Необходимо обозначить еще один нюанс во взаимоотношениях двух этносов Крыма.
Обратите внимание на такой факт: крымские татары, выдвигая требования по защите своих интересов, апеллируют исключительно к органам государственной власти — Президенту страны, Верховной Раде Крыма и Украины, т.е. подчеркиваю, к органам государственной власти.
Есть еще один аспект, которому не придают должного значения, но он наносит колоссальный вред нашему национальному движению. Это раскол, существующий в среде нашего народа под воздействием разных общественно-политических течений.
Разве мало противостоящие стороны шельмуют друг друга в печати и с общественных трибун, вытаскивая на всеобщее обозрение всякий негатив, определенным образом формирующий психологию здешнего обывателя? Наблюдая со стороны эту непрекращающуюся перебранку, наши недруги и злопыхатели ловят рыбку в мутной воде раздоров и спекулируют потом на наших же «откровениях»... Пора бы прекратить эту порочную практику в печати. Разве мало шовинисты используют против нас нами же высказанные "разоблачения"?
Диалог надо вести цивилизованно, не унижая достоинства ни своего оппонента, ни самого себя.
Таковы, на мой взгляд, в общих чертах мотивы межэтнических отношений в Крыму, имеющих место не без усилий и стараний некоторых СМИ, политических лидеров определенного толка и отдельных представителей шовинистически настроенных кругов аппарата власти, как в Крыму, так и по всей Украине. Все эти факторы, вместе взятые, и есть тот фон, на котором строятся межэтнические отношения между крымскими татарами и русскими. Оно просто не может быть иным при существующей в Крыму разнузданной антикрымскотатарской пропаганде со стороны прессы и глубоко возмущенными бездарной и вероломной политикой властей крымскими татарами...
Нурие БИЯЗОВА, г.Карасубазар.