Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Полуостров" N19, 14-20 мая 2004 года
В преддверии 60-й годовщины самой трагической даты в истории Крыма - депортации крымских татар Председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Мустафа Джемилев ответил на вопросы читателей печатной и электронной версий газеты "Полуостров". Поскольку газетная площадь все равно не позволила бы опубликовать ответы на все вопросы, поступившие в редакцию как по обычной, так и по электронной почте, мы отобрали и адресовали главе Меджлиса лишь послания, показавшиеся нам наиболее интересными.
- Уважаемый г-н Джемилев! Насколько мне известно, вы выступаете за создание на территории Крыма национально го государственного образования крымских татар (как исконного населения полуострова) в форме национальной крымскотатарской автономии в составе Украины. При этом вы, безусловно, считаете себя демократом и либералом. Вы - один из самых известных и заслуженных правозащитников бывшего СССР. В связи с этим поясните, пожалуйста, как можно демократическим путем (демократия - "власть народа") создать крымскотатарское государственное образование на территории, где крымскотатарский народ составляет около 10% населения? Какой либерально-демократический метод вы предлагаете для игнорирования мнения остальных 90% сегодняшнего населения Крыма? Или же в чем тогда состоит ваша точка зрения по поводу будущего полуострова? Спасибо. (Андрей КРАВЧУК, Киев).
Далеко не все вопросы, особенно национальные, в демократическом государстве решаются посредством референдумов. Есть еще такие понятия, как международно-правовые нормы о правах народов и национальных меньшинств, о правах коренных народов и пр. Особенно абсурдным было бы проведение референдума по этому вопросу в Крыму, где большинство нынешнего населения составляют послевоенные переселенцы из внутренних областей России и их потомки, а коренное население еще не смогло полностью возвратиться на свою родину.
Что касается игнорирования мнения большинства. Известно, что в конце 1980-х годов, когда началось массовое возвращение крымских татар на родину, министерством внутренних дел УССР проводилось негласное социологическое обследование на предмет того, как относятся к этому проживающие в Крыму жители. Выводы были потрясающие. Оказалось, что свыше 80 % жителей вообще против возвращения крымских татар (в том числе почти на 100 % против высказались те жители, которые проживали в домах, принадлежавших до 1944 года крымским татарам), около 11 % процентов высказали свое полное безразличие к этому вопросу, и только 7-8 % граждан, преимущественно с высшим образованием, заявили, что да, этот народ имеет право на возвращение и ему надо оказывать помощь. Но даже у советской власти, во главе которой стояло еще достаточно много пещерных сталинистов типа А. Громыко и которым был весьма по душе такой расклад мнений в Крыму, на этот раз хватило ума не очень-то считаться с оболваненным "мнением трудящихся", поскольку они шустро прикинули, во что это может обойтись престижу государства и объявленной на весь мир демократизации и перестройке.
Автономная республика в Крыму как национально-территориальная единица была создана большевиками в октябре 1921 года взамен расстрелянного ими же правительства Крымской народной республики во главе с Нуманом Челебиджиханом исключительно по той причине, что был коренной народ, хотя и тогда он составлял меньшинство населения полуострова (всего около 25 %), и государственными языками этой автономии были крымскотатарский и русский. После депортации крымскотатарского народа автономия, вполне естественно, была ликвидирована и превращена в рядовую область Российской Федерации. Теперь, после возвращения коренного народа, стоит вопрос о восстановлении преступно ликвидированной автономии. Процент коренного населения здесь не должен играть никакой роли. Если следовать вашей логике, то получится, что давно нужно было ликвидировать большинство национальных республик в Российской Федерации и других постсоветских независимых государствах, поскольку во многих из них коренное население составляет меньшинство. Например, в Карелии - 9,8 %, в Хакасии - 10,7 %, Бурятии - 23,6 %, Якутии - 34 %, Башкирии -21 %, Мордовии - 32,4 % и т.д. Одно неумное руководство уже независимой Грузии попробовало в 1992 году ликвидировать Абхазскую республику, поскольку ему показалось, что коренное население автономии настолько незначительно (всего 17 %, а грузин в несколько раз больше), что с мнением абхазцев можно и не считаться. Но что из этого получилось, наверняка, вам известно - пролито много крови, бывшая цветущая курортная республика в развалинах, и живут там теперь преимущественно одни абхазцы. Брать за основу процент коренного народа при решении таких вопросов опасно еще и по той причине, что в таком случае каждая сторона будет стремиться вытеснить представителей иных национальностей, а это, в конечном счете, опять же приводит к войнам.
- Как известно события, случившиеся в баре "Коттон", получили широкий резонанс как в Крыму, так и за его пределами. Не получит ли отзыв прошедших событий в День Скорби - 18 мая? Это беспокоит всех. (Роман КОЛЕСНИК, Симферополь).
Провокации не исключаются. Мы получаем из разных источников информацию, что на 18 мая собираются съехаться в Симферополь, в том числе и из соседней страны, некие фашиствующие группировки типа "скинхедов" с целью устроить в этот день какие-то беспорядки. Но народ у нас достаточно выдержанный, да и соответствующие службы со стороны властей и Меджлиса будут начеку. Так что, полагаю, спровоцировать на что-либо крупное вряд ли кому-то удастся.
- Г-н Джемилев, сколько вам нужно времени, чтобы осознать, что люди, живущие в Крыму, ни в чем перед крымскими татарами не виноваты? (Владимир, Симферополь).
А никто их и не собирается в чем-то винить, если вы имеете в виду проживающее в Крыму русскоязычное большинство. Есть только пожелание, чтобы представители этого большинства относились с уважением к законным правам возвращающегося на свою родину коренного народа полуострова и не вели себя по старой привычке как "старшие братья", ибо "младших" уже давно нет.
- Как вы расцениваете высказывание лидера Блока "Наша Украина" Виктора Ющенко о том, что не существует ни одного документа, в котором крымские татары требовали бы национальной автономии?
- Почему Меджлис крымскотатарского народа решил отказаться от проведения широкомасштабных акций протеста, в то время как украинская власть в лице Верховной Рады принимает закон, приравнивающий крымских татар к нацменьшинствам, а также закон о восстановлении прав депортированных по национальному признаку, который нашему народу фактически ничего не дает? (Ильми ИЛЬЯСОВ, г. Бахчисарай).
Высказывания В. Ющенко в том интервью, на которое вы ссылаетесь, были отражены недостаточно точно. Подразумевались требования о создании независимого крымскотатарского государства, а таких требований мы действительно никогда не выдвигали.
На рассмотрение Верховной Рады представляется очень много законопроектов, в том числе и явно для нас неприемлемых. Но если по каждому случаю проводить широкомасштабные акции протеста, то мы только и будем заниматься этими акциями. Мы активно протестовали против принятия "грачевской" конституции АРК, но, к сожалению, никаких результатов не добились.
Проект закона о восстановлении прав депортированных, предложенный Кабмином, действительно довольно пустой, поэтому мы с Рефатом Чубаровым предложил и альтернативный проект, который, как известно, не прошел. Теперь пытаемся внести в тот принятый за основу кабминовский законопроект соответствующие поправки. Кроме того, внесен законопроект о статусе крымскотатарского народа в Украине. Если он будет принят, то все предыдущие законы, где крымские татары рассматриваются в контексте нацменьшинств, потеряют свою силу.
Вопрос о широкомасштабных акциях протеста, если будет продолжаться полное игнорирование наших прав, конечно, не снимается с повестки, но до этого следует максимально использовать иные возможности.
- Не ставит ли Меджлис под удар будущее крымскотатарского народа, втягивая его в борьбу между пропрезидентскими силами и "Нашей Украиной"? Не получится ли в итоге как в поговорке: "Паны дерутся, у холопов чубы трещат"? На мой взгляд, в споре различных политических сил крымским татарам правильнее было бы занять нейтральную позицию и работать с тем президентом, которого выберет украинский народ. Что вы думаете по этому поводу? (Ф. ШЕРФЕДИНОВ, Джанкойский район).
Вопрос о том, какую политическую партию или блок партий поддерживать на предстоящих президентских выборах, будет решаться на специальной сессии представителей крымскотатарского народа - Курултае предположительно в августе или сентябре нынешнего года. Как проголосуют делегаты, так оно и будет, хотя, конечно, с большой долей уверенности можно утверждать, что предпочтение будет отдано блоку "Наша Украина", поскольку именно в этом блоке сконцентрированы наиболее демократические силы Украины, а партия Народный Рух Украины, которая входит в этот блок и с которой Меджлис подписал долгосрочное соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи, в своих программных документах предусматривает решение проблем крымскотатарского народа примерно в том виде, в котором мы добиваемся и сами.
Крымскотатарский народ, являющийся составной и наиболее политически активной частью народа Украины, ни в коем случае не может и не должен быть нейтральным в столь важном для жизни страны событии, как выборы президента. Избранный президент больше будет считаться с организованной политической силой, даже если эта сила его не поддерживала на выборах, чем с аморфной массой, которая, как говорится, пойдет туда, куда подует ветер. Если предположить, что избранный президент обидится на крымских татар за то, что они не голосовали за него, и поэтому не будет уважать их законные права, то это явится свидетельством того, что избрали не очень умного президента, и станет еще одним свидетельством правильности решения Курултая относительно предпочтения кандидата.
- В прошлую выборную кампанию Блок "Наша Украина" выдвинул лозунг о возвращении населению вкладов, положенных на сбережения в сбербанки СССР, а впоследствии потерянных или замороженных на счетах. Не могли бы вы, как депутат Верховной Рады Украины, внести предложение о возвращении этих вкладов целиком и погашении облигаций Госбанка СССР хотя бы тем крымским татарам, которые занимаются строительством собственного жилья или находятся в тяжелом материальном положении? (Исмет УМЕРОВ, с. Строгановка Симферопольского р-на).
Вопрос о возвращении вкладов поднимается в Верховной Раде постоянно, но очень маловероятно, что в ближайшей перспективе будет принято позитивное решение, поскольку речь идет о значительной сумме, а бюджет Украины пока довольно ограниченный. Если когда-то и будет принят закон о возвращении в какой-то мере этих вкладов, то вряд ли он будет по национальному признаку. Вносить,
конечно, можно любые законопроекты, но если заранее знаешь, что они не пройдут, то неразумно тратить на это время и энергию. Можно тут мотивировать тем, что крымские татары в Украине менее защищены социально, но тогда напрашивается ответ: хорошо, не будем ежегодно выделять средства на обустройство депортированных (а это около 40 млн. грн. ежегодно), а будем только возвращать вклады застройщикам. Я далеко не уверен, что у всех крымских татар были большие вклады. Например, у меня таковых вовсе не было.
Как вы оцениваете в стоимостном выражении моральный и материальный ущерб за 60-летний геноцид и уничтожение крымскотатарского народа, тогда как из-за разгильдяйства военных при проведении учений над Черным морем семье каждого погибшего пассажира самолета было выплачено по 200 тысяч долларов США?
Почему за столько лет вы не смогли найти время для выездного личного приема граждан, особенно инвалидов и стариков, в Ялте, где вы часто бываете? Нам есть, о чем вам рассказать с глазу на глаз. (Клара ГЛУГОВСКАЯ, г. Ялта).
Моральный и материальный ущерб, нанесенный крымскотатарскому народу в результате геноцида и депортации, конечно, огромный, но той страны и того режима, который в ответе за это, уже давно нет. Предъявлять все претензии к независимой Украине не совсем логично. Что касается трагического случая, в результате которого был сбит пассажирский самолет, то, к сожалению, такое время от времени случается и в других частях света. Виновные за это разгильдяйство понесли соответствующее наказание.
200 тысяч долларов каждой семье убитого - это не так уж много. Кстати, Ливия недавно выплатила по одному миллиону долларов за каждого пассажира сбитого пассажирского самолета. При советской власти, конечно, не выплатили бы ни одной копейки, а тех, кто стал бы возмущаться, пересажали бы в тюрьмы. Например, когда при Андропове над Тихим океаном был
преднамеренно сбит японский пассажирский лайнер, Советский Союз не только не выплатил никакой компенсации, но даже не извинился. Но если мы решили быть в числе цивилизованных государств, но нужно придерживаться правил, предусмотренных в цивилизованном обществе. Что касается поездки в Ялту. Все свободное время, когда я в Крыму, занимаюсь в основном приемами посетителей, так что вряд ли меня можно упрекнуть в том, что не встречаюсь с соотечественниками. По регионам тоже езжу довольно часто, но, разумеется, посетить все населенные пункты, где проживают наши соотечественники, не удается и вряд ли удастся, если учесть, что их более тысячи. Принимают соотечественников и руководители наших региональных и местные меджлисов. В тех случаях, когда они приходят к заключению, что ту или иную проблему должен рассмотреть центральный Меджлис, местные меджлисы обращаются к нам. Просьба приехать к ним от инвалидов и стариков Ялты ко мне не поступала. Основной вопрос ведь не в том, чтобы только выслушать проблемы людей, но решить эти проблемы. Я и без встречи с ними могу предположить, что речь пойдет об их тяжелых социальных проблемах, но возможности у нас для их решения крайне ограничены.
- Уважаемый Мустафа-ara! Я была депортирована из деревни Ай-ригуль Куйбышевского района 18 мая 1944 года в возрасте 6 лет. В Средней Азии, после смерти мамы в 1946 году, я сама пошла в детский дом. Так как при высылке из Крыма мы не успели забрать никаких документов, директор детдома, узбек по национальности, с моих слов записал мою биографию. Когда я выпускалась из детдома, мне присвоили фамилию Сайдамирова, а местом рождения записали г. Андижан. Как мне теперь можно доказать, что я действительно являюсь депортированной? Ведь без этого я не имею права встать в очередь на получение жилья. Обращалась в суд, но он отказал в признании меня уроженкой Крыма. (Диляра САЙДАМИРОВА, г. Бахчисарай).
Вопрос надо будет решать в судебном порядке. Необходимо найти свидетелей - родственников, односельчан, которые могли бы подтвердить, что вы действительно родились в Крыму, в деревне Айригуль в семье таких-то людей. Практическую помощь вам могут оказать в Лиге крымскотатарских юристов "Инициум", которую возглавляет член Меджлиса крымскотатарского народа Эмине Авамилева. Она предупреждена о возможном вашем визите.
- На мусульманском кладбище в с. Холмовка (Заланкой) Бахчисарайского района похоронен известный участник крымскотатарского национального движения Амет Абдураманов. На его могиле нет ни плиты с надписью, ни оградки. Какое будущее ожидает народ, который забывает своих героев? (Наджие БЕКИР-БАЕВА, Бахчисарайский район).
Это очень печально, но нельзя ожидать, что абсолютно все вопросы общественно-политической, социальной и культурной жизни крымских татар будет решать только Меджлис. Полагаю, что тут нужно проявить инициативу, в первую очередь, жителям села Заланкой, местному меджлису Заланкоя, родственникам и близким покойного Амета Абдураманова, создать инициативную группу по сооружению памятника и обратиться за помощью через средства массовой информации к соотечественникам. Прекрасным примером может быть сооружение памятника активистке Национального движения Сабрие Сеутовой. Когда инициативная группа во главе с Фуатом Аблямитовым обратилась в Меджлис с просьбой о финансовой помощи для сооружения памятника, им предложили сделать проект памятника, составить его сметную стоимость и обратиться за помощью к соотечественникам. Если не будет собрано достаточно денег, то Меджлис выразил готовность выплатить ровно столько, сколько не будет хватать. Но люди с воодушевлением жертвовали на этот памятник, и Меджлису не пришлось давать ни одной копейки, если не считать частных пожертвований самих членов Меджлиса.
- Уважаемый Мустафа-ага! Ведутся ли работы по упорядочиванию национальной крымскотатарской системы законодательства для более эффективной деятельности органов крымскотатарского самоуправления? Планируется ли принятие каких-либо положений, дабы логически завершить законотворческий процесс, который был начат с момента организации II Курултая? (Гуливер АЛЬТИН, г. Лион, Франция).
Курултай и Меджлис не издают законов, а принимают только постановления, заявления, обращения и прочие документы, носящие для соотечественников рекомендательный характер. Для того, чтобы издавать законы, необходима система принуждения, которая обеспечивает выполнение этих законов - своя полиция, прокуратура, суды, тюрьмы и т. д., которых у системы национального самоуправления крымских татар нет и быть не может. Но поскольку Курултай и Меджлис - это непосредственно избираемые самим народом представительные органы, то моральная сила их решений, конечно, достаточно значительна. Все основные документы Курултая и Меджлиса систематизируются, а Ревизионная комиссия Курултая на каждой сессии докладывает, в какой мере принятые решения выполняются. В 1999 году мы выпускали (правда, ограниченным тиражом всего 500 экз.) сборник "Документы Курултая крымскотатарского народа, принятые на его сессиях и конференциях в 1991-1998 гг.". В перспективе планируем переиздать этот сборник с дополнениями, а также выпустить отдельный сборник с решениями и иными основными документами Меджлиса крымскотатарского народа.
- Одним из обязательных условий сохранения крымскотатарского языка является увеличение объема национального вещания на радио и телевидении. Но вместо этого в последние годы происходит постоянное сокращение эфирного времени. Какая работа ведется Меджлисом и вами, как народным депутатом Украины, для изменения ситуации к лучшему? (М. ШЕВКИЕВ, г. Симферополь).
На эту тему мы ведем разговоры с представителями высших эшелонов власти Украины уже в течение многих лет. Этой теме была посвящена и значительная часть моего выступления на заседании оргкомитета по организации и проведению мероприятий в связи с 60-летием депортации под председательством Премьер-министра В. Януковича 28 апреля этого года. Некоторое увеличение объема передач явно проблему не решит, необходимы отдельные телеканалы и радиостанции с круглосуточным вещанием на крымскотатарском языке. Окончательной редакции итогов заседания 28 апреля пока в руках у меня нет, но полагаю, что речь там только о некотором увеличении эфирного времени.
- Г-н Джемилев! Прошу вас инициировать обращение к Президенту Украины и главе Национального банка г-ну Тигипко об изготовлении памятной монеты с изображением Ханского дворца в г. Бахчисарае. Общеизвестно, что это единственный в мире па-мятник крымскотатарской дворцовой архитектуры и важнейший исторический памятник Крымского ханства. Вторая памятная! монета должна быть посвящена 60-й годовщине депортации народов из Крыма. Думаю, что выпуск таких монет будет способствовать повышению авторитета Украины во всем мире, как государства, имеющего память о своем прошлом, а также будет служить напоминанием об этих трагических моментах в современной истории Украины. (СУЛЕЙМАНОВ, г. Херсон).
Серебряная монета с изображением Ханского дворца номинальной стоимостью 10 гривен (ее
рыночная цена - 220 гривен) была уже выпущена в 2001 году, но, к сожалению, очень ограниченным тиражом (всего 500 штук). Выпуск) монеты был приурочен к 150-летию со дня рождения Исмаила Гаспринского. Правда, дизайн монеты не полностью соответствовал нашей просьбе. На встрече с Президентом я просил, чтобы на одной стороне монеты был барельеф нашего великого просветителя, а на другой - изображение Ханского дворца. Но на выпущенной монете есть только Ханский дворец, а на обратной стороне надписи "Україна", "10 гривень. 2001", информация о том, что монета содержит 31,1 гр. чистого серебра пробы 925 и изображение одних из дворцовых ворот. По поводу монеты в память 60-летия депортации мы не обращались, поскольку считается, что монеты должны выпускаться по случаю светлых, а не трагических событий в жизни государства.