Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Версия", N 45 (318), 22 – 28 ноября 2004 года
Ирина Пастухова
Главная цель движения "Хизб-ут-Тахрир" — полное освобождение мусульман от власти неверных, которые господствуют сегодня во всех уголках мира. Именно так — не больше и не меньше. Поэтому неудивительно, что во всём мире эту партию считают экстремистской организацией. Однако на территории СНГ, а именно в Крыму, проповедники "Хизб-ут-Тахрир" работают беспрепятственно. Более того, сегодня представители этой партии побеждают на муниципальных выборах в районах с преобладанием крымско-татарского населения. Вообще, темпы распространения радикального исламизма в Крыму могут вскоре превратить его в "непотопляемый авианосец джихада". Ну а Россия в этом случае получит очередную "горячую точку" у самых своих границ.
Тревогу первым забил депутат Верховной рады Украины Леонид Грач: по его данным, в последние годы в Крыму развернули бурную деятельность ваххабитские учебные центры и лагеря. Парламентария поддержали специалисты украинского Государственного комитета по делам религий: оказывается, несколько лет назад в Крым высадился настоящий десант арабских "учителей ислама" — сегодня там уже существуют несколько экстремистских сект, в том числе и ваххабитских. Одной из первых в этом списке числится "Хизб-ут-Тахрир". О весьма странной деятельности этой партии, разумеется, уже давно знали и в парламенте крымских татар меджлисе, но предпочитали не выносить сор из избы.
Чем опасна деятельность зарубежных религиозных эмиссаров, теперь уже никому объяснять не надо: именно с мирных проповедей "чистого ислама" началось кровопролитие в Косово и Чечне. Следующим этапом неизбежно становилось создание замкнутых радикальных общин — "джамаатов" и так называемых отрядов защитников веры. И, судя по всему, сейчас Крым уже вплотную подошёл к точке, когда противостояние религиозных и светских властей принимает форму открытой борьбы.
Признаки того, что ситуация там выходит из-под контроля, появились в августе этого года: в какой-то момент власти поняли, что деятельность "Хизб-ут-Тахрир" направлена на срыв участия в выборах мусульман полуострова. "Это не наши, не исламские выборы", — постоянно твердили проповедники. И их многие слушали, поскольку при попустительстве меджлиса и украинских госструктур партия весьма сомнительного толка получила значительное влияние среди крымских татар.
Согласно официальным данным, в "Хизб-ут-Тахрир" к тому времени числилось около 20 тысяч крымских татар. Поскольку в партию принимают только мужчин, эту цифру смело можно увеличить в несколько раз (среднее количество взрослых в крымско-татарской семье — 3—4 человека). Вот и получится количество, сопоставимое с общим числом крымских татар, не явившихся на выборы 31 октября. А ещё, по нашим сведениям, сторонники радикального ислама контролируют до 80% мусульманского духовенства полуострова. Более того, исламистам уже удалось избрать своих сторонников на должности председателей нескольких районных меджлисов.
Какую политику будут проводить радикалы, ставшие чиновниками, можно узнать из партийной программы "Хизб-ут-Тахрир". Если верить заявлениям лидеров этого движения, возникшего в Сирии за рубеже 50-х годов прошлого века, его основная цель — построение всемирного халифата, мусульманской сверхдержавы. Строить новый мир предполагается мирным путём, смещая руководство светских государств с преобладанием мусульманского населения, а также при помощи очистки от неверных исконно исламских земель. В том числе и Крыма. Можно ли ненасильственными методами осуществить последний пункт программы, проповедники не уточняют. Ну а джихад, согласно учению "Хизб-ут-Тахрир", возможен только на втором этапе её реализации — после создания халифата. По мнению экспертов, "Хизбтут-Тахрир" — та же "Аль-Каида", но с временно вынутым "боевым зарядом". Характерно, что в своих интервью члены "Хизб-ут-Тахрир" крайне путано говорят об отношении партии к Шамилю Басаеву, а бен Ладена вообще называют братом-мусульманином.
Вполне вероятно, что появление "Хизб-ут-Тахрир" — очередной этап арабской экспансии в Крым. Поначалу арабы пытались действовать партизанскими методами — через студентов, обучающихся в симферопольских вузах: они ездили по деревням и учили крестьян намазу. А ещё разного рода сомнительные фонды финансировали массовый хадж крымских татар в Мекку — оттуда люди возвращались другими.
Пока лозунги исламских радикалов звучат довольно миролюбиво, но кто знает, что станут проповедовать эмиссары из арабских стран уже в ближайшем будущем?