Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Первая крымская" N 47, 22 – 28 октября 2004 года

"Хизбы" вышли из подполья

ЛЕЙЛА ТАКОШ

Восемь имамов крымских мечетей уволены за связь с партией Хизб-ут-Тахрир. Как сообщил "1К" муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, это произошло после того, как ДУМК (Духовное управление мусульман Крыма) начало целенаправленную работу по выявлению сторонников этой партии во всех регионах полуострова. "Уволены те имамы, которые не подчиняются духовному управлению, имеют какую-то свою идеологию и вступили в партию Хизб-ут-Тахрир, - говорит муфтий. - Мы им предложили - определяйтесь: или вы будете работать по линии Духовного управления мусульман Крыма, или останетесь со своей партией и тогда будете работать самостоятельно. Служить в наших мечетях, обучаться в наших медресе они не будут". По словам Аблаева, такую работу планируется проводить постоянно — имамы будут приглашаться каждый месяц в муфтият, где с ними проведут соответствующие беседы.

Решение о "чистке" понравилось не всем религиозным общинам. Свой протест уже высказали верующие из Алушты, которые "потеряли" своего имама Эльвина Кадырова. Они заявили, что не ДУМК, а мусульманская община решает, кто будет ее лидером. В свою очередь Эмирали Аблаев напоминает, что именно муфтият, согласно решению курултая мусульман Крыма, назначает и увольняет настоятелей мечетей.

До лета нынешнего года о Хизб-уг-Тахрир в Крыму знали лишь редкие специалисты, в число которых входили Леонид Грач и Мустафа Джемилев. Сначала тему исламского экстремизма "обкатал" главный крымский большевик, смешав в одном бокале крепкий коктейль из чеченских боевиков, ваххабитов и последователей какой-то космической секты, расположившейся на Ай-Петри. Потом подхватил ее и главный крымский татарин, подтвердив, что Грач таки был прав.

Причиной "прозрения" Джемилева стал конфликт вокруг соборной мечети Кебир-Джами, имам которой – Руслан Мустафаев - был уволен, как говорят, за критику в адрес меджлиса, запретившего крымским татарам выходить на траурный митинг 18 мая с исламскими флагами и возгласами "Аллах акбар". Возмущенные этим верующие достаточно долго держали вокруг мечети оборону, не пуская в нее муфтия Эмирали Аблаева. Вот тогда лидер меджлиса "прозрел" и заговорил о "еретических исламских сектах", действующих на полуострове. Вслед за этим ДУМК приняло обращение, в котором призвало единоверцев не поддаваться влиянию радикальных исламских организаций. С подобным обращением к мусульманам выступил и курултай крымскотатарского народа, прошедший в сентябре. В нем, правда, о религии говорилось мало, зато много о политике: "сектантов" обвинили в посягательстве на единство народа и намекнули, что за всем этим стоят противники меджлиса.

Они, кстати, дали для этого повод. Еще до курултая оппозиционный меджлису координационный совет высказал возмущение тем, что Джемилев решил "взять под собственный контроль все мечети Крыма", так как он в преддверии выборов "ищет новых конфликтов, новых жертв и новых врагов", "чтобы отчитаться перед американскими хозяевами об участии в борьбе с "мировым мусульманским экстремизмом" и заработать "не только политический капитал".

Вся эта совсем не религиозная борьба в любое другое время добавила бы лишь немного экзотики в застоявшуюся политическую ситуацию на полуострове, расширив теологический кругозор его жителей. Но теперь, когда страну будоражит приближение очень непростых выборов, когда отечественные и зарубежные политики чуть ли не каждый день изобретают новые сценарии дестабилизации ситуации в Украине, весть о появлении в Крыму исламских радикалов, да еще таких, как Хизб-ут-Тахрир, заставила многих просто содрогнуться. А тут еще и сами "хизбы", которые до этого не афишировали свое существование на полуострове, вдруг полезли на свет. Сначала дали интервью интернет-газете "Крымская линия", потом появились в эфире Черноморской ТРК. В ходе довольно милой телевизионной беседы выяснилось, что Хизб-ут-Тахрир - это нечто белое и пушистое. Представитель партии Абдуселям Селяметов сообщил телезрителям, что его товарищи в Крыму занимаются только просветительской деятельностью, что планы о создании исламского халифата распространять на Украину не собираются, что считают меджлис, а вместе с ним Усаму бен Ладена своими братьями по вере. Но больше всего публику скандализовали другим признанием - "хизбы" вовсе не против отрубать руки ворам и забивать камнями неверных жен. Возможно, это и вызвало понимание в разбитых сердцах обманутых мужей всех национальностей, но прекрасная и разноконфессиональная половина крымского населения, естественно, была возмущена такой перспективой до предела.

Шутки шутками, но вопрос о том, почему Хизб-ут-Тахрир, запрещенная как террористическая партия во многих странах мира, в том числе и мусульманских, а потому давно функционирующая в режиме тайного ордена, решила легализоваться именно в Крыму, остается открытым. Возможно, "хизбов" действительно кто-то задумал использовать в будущем сценарии дестабилизации, чтобы было на кого списать все неприятные последствия. А может быть, все объясняется тем, что, вступив в идеологическую борьбу с меджлисом, они начали "операцию гласности", чтобы, во-первых, перетянуть на свою сторону верующих мусульман, во-вторых, создавая образ просветителей, а не экстремистов, избежать возможного преследования со стороны государства.

Кстати, наше СБУ по поводу происходящего пока хранит гробовое молчание. Наверное, сохраняет спокойствие, чтобы не поддаться панике. Зато есть реакция правительства, которое намерено внести изменения в законодательство Украины в части, касающейся регистрации и функционирования религиозных общин. По словам премьера Сергея Куницына, как сообщает пресс-служба Совмина, "руководство автономии обеспокоено появлением на полуострове различных религиозных течений, пропагандирующих ваххабизм, всемирный халифат и другие неортодоксальные учения. Однако существующее сегодня законодательство не определяет или дает нечеткую трактовку таких понятий, как "религиозный экстремизм", "фундаментализм" и им подобных, создавая тем самым юридические лазейки для легального существования организаций, их проповедующих".

Так что теперь есть перспектива, что с "хизбами" у нас будут бороться с помощью законов. Правда, без особой надежды на победу. Во-первых, Хизб-ут-Тахрир в Украине нельзя лишить регистрации (то есть легализации), так как партия к ней и не стремится. Во-вторых, для того чтобы запретить ее как экстремистскую организацию, будут нужны веские доказательства того, что она таковой является. Во всяком случае, пока "хизбы" "терроризируют" один лишь меджлис — морально, грозя увести из-под его влияния религиозные общины. В последнее время они стали проявлять самостоятельность, не говоря уже о том, что на полуострове зарегистрировано 36 так называемых автономных общин, не подчиняющихся Духовному управлению мусульман Крыма.