Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Голос Крыма" N 36 (563), 3 сентября 2004 года
Будни крымскотатарских СМИ
Касаясь работы крымскотатарской прессы в нынешних условиях, следует отметить, что ситуация в этой области далеко не безоблачная. Сложнейшей является задача материально-технического обеспечения. Количество компьютеров ограничено, многие из них — устаревших моделей. В некрымскотатарских редакциях эти проблемы давно решены. Наши руководители зачастую неадекватно оценивают сложившуюся ситуацию, отсюда — недостаточная материальная поддержка национальных СМИ.
Хочу заметить, что "Голос Крыма" никого не оставляет безразличным, и после выхода каждого номера мы слышим различные "оценочные" суждения. Часто выслушиваем претензии от "своих" и "чужих" политиков. До 2004 года ограничивалось просто высказываниями, теперь времена изменились. Мы работаем в обществе, где газеты издаются на бюджетные средства, либо их учредителями являются отдельные люди или фирмы. Я не идеализирую частные газеты. Большой разницы нет в том, чтобы обеспечивать интересы госструктур или олигархов, предпринимателей. Однако давление на прессу временами ощущается. Поэтому внутри каждого журналиста в той или иной степени сидит еще некий цензор, который "редактирует" материал так, чтобы критика не была чрезмерной. О полной свободе слова можно будет говорить лишь тогда, когда издание сможет стать полностью финансово независимым (даже от рекламодателей), когда газета станет самоокупаемой и будет опираться на своих читателей-подписчиков. Тогда исчезнет тот внутренний цензор и его функцию будет выполнять читатель.
Совсем недавно один многоопытный чиновник, касаясь деятельности "ГК", с улыбкой сказал: "Нельзя кусать руку, деньги дающую". В 1997 г. крымский парламент требовал прекращения финансирования "ГК" за публикацию статьи доктора исторических наук В. Возгрина "Этноконфликтная ситуация в довоенном Крыму". В 2004 г., опять же по инициативе людей из парламента, наложено вето на выделение для "ГК" дотаций из средств Рескомнаца.
Видимо, мы слишком правдиво освещали тему раздела земли на ЮБК. Редакции приходилось выступать ответчиками в суде, иметь дело с прокуратурой, но четкая работа коллектива редакции и профессионализм адвокатов позволили нам отстоять свои позиции. Надо отдать должное нашим читателям, народу, выступившим в защиту "Голоса Крыма", засыпавшим письмами столы кабинетов властных структур. Редакция вынуждена была хоть и не намного поднять подписную цену, но люди все же подписывались, поддерживая нас, что позволило издавать газету бесперебойно. Вместе с тем, хочу отметить, что с провозглашением независимости Украины крымскотатарская пресса получила возможность писать то, что не могли себе позволить наши предшественники за последние 220 лет. Мы стараемся достойно выполнять свою миссию перед нашим народом и историей.
Национальная идея: от разговоров к делу
В последнее время читателей все больше интересует вопрос национальной идеологии крымских татар. В прессе бьют тревогу об ее отсутствии. Я бы сказал, что в последние годы она просто не получила дальнейшего развития. Наверное, это в какой-то степени кризис мысли. Национальное движение за возвращение в Крым, зародившееся еще в ссылке, аккумулировало коллективную мысль лучших представителей народа. Коллективная мысль формировалась десятилетиями, и каждый крымский татарин, где бы он ни работал, руководствовался прежде всего основами национальной идеи, которая сводилась к тому, что народ должен бороться за возвращение на Родину, в Крым. После возвращения возникло много проблем, и национальная идея стала размываться в угоду сиюминутной конъюнктуре. Мы не смогли мобилизовать мыслящих людей — ученых, организовать их, не создали новую генерацию ученых, которые бы работали над национальной идеей, национальной идеологией. Если взглянуть на принимаемые ныне документы, нетрудно заметить, что вопрос о национально-территориальной государственности даже не ставится. Преобладают повседневные проблемы сегодняшней жизни. Хотя мы признаем, что идея национальной государственности складывается из отдельных идей и вопросов, каждое направление из которых надо разрабатывать и реализовать на практике. В последние годы стала доминировать идея иметь представителей крымских татар в органах власти, хотя видно, что не всегда эти представители отягощены думой о народе. Вызывает озабоченность индифферентное отношение крымскотатарских ученых к политическим проблемам и политической жизни своего народа. Когда в газетах оппонентов появляются статьи о наделении землей депортированных или касающиеся истории нашего народа, можно заметить, что рупорами антитатарских идей выступают ученые, которые не стесняются и не опасаются открыто высказывать свои мысли. Например, некоторые из них кощунственно заявляют, что а Крыму нет коренного народа, как будто история собрала здесь всех безродных. В этом хоре часто слышим голоса А.Герцена, В. Зарубина, С. Киселева. При этом вызывает уважение их активная жизненная позиция, чего мы не наблюдаем в среде крымскотатарских ученых. Раньше это делали профессор Рефик Музафаров, покойный Юрий Османов и некоторые другие.
Сегодня не просматриваются те, кто способен теоретически разрабатывать и подводить под наши требования научное обоснование (за исключением Н. Бекирова и еще нескольких человек). Наши ученые в лучшем случае говорят о культуре, литературе, но только не о политике. В любом государстве есть аналитические центры, институты стратегических исследований, куда привлекаются лучшие умы государства, чтобы потом давать рекомендации правительству, политикам. К сожалению, крымские татары не создали подобный хотя бы минианалитический центр.
Не имея интеллектуальной базы, мы не сможем наперед просчитывать свои шаги, строить перспективные планы. Мы не сможем загружать себя поэтапной работой, так как у нас не будет необходимых знаний и представлений. Потому мы и плетемся вслед за событиями и все наши решения, в основном, принимаются вдогонку.
Здесь необходимо затронуть и кадровую политику, которая должна быть четкой. А у нас бывает так, что человека услужливого продвигают, рекомендуют в органы власти. А если взгляды разошлись, его сразу сбрасывают со счетов, начинают обвинять в чем-то, искать в его биографии какие-то штрихи, не отвечающие национальным интересам.
У крымских татар мощный кадровый потенциал, но мы не смогли его правильно использовать. Разве могло сравниться с крымскотатарским национальным движением какое-либо другое национальное движение в СССР, когда представители нашего народа в ущерб своей карьере, профессиональным интересам, в ущерб своей семье жили и боролись, не оглядываясь назад, не страшась маячивших впереди тюремных решеток?
Посмотрите, в каком положении оказались сегодня участники той эпопеи! Одних мы сами объявили врагами, других оттолкнули за то, что не обладают необходимым уровнем знаний. Эти люди могли бы быть советниками, воспитателями, как в свое время комиссары при специалистах-профессионалах. Это было веление времени, ведь мы сегодня находимся на этапе "битвы в пути". Переняв прошлый опыт людей бескорыстных, можно было предотвратить разбазаривание выделяемых средств, лучше позаботиться об обустройстве и повышении жизненного уровня своего народа.
Тот потенциал мы тоже не используем. Как сегодня поставить в пример молодому человеку заслуженного ветерана национального движения, если он (или они) находится в опале? Мы сами рубим сук, на котором сидим. Не могут быть сегодня притягательными образы ветеранов национального движения, ведь многие из них не имеют жилья, ходят в лохмотьях. В подобных обстоятельствах нынешняя молодежь вряд ли станет подражать тому мужественному поколению, не обремененному корыстными интересами.
Какие национальные даты и праздники мы отмечаем на Родине? 18 мая? День памяти и скорби мы отмечали и в депортации. Ораза-байрам и Курбан-байрам, Наврез, Хыдырлез и Дервиза. Первые два имеют религиозное направление, а последние массовыми не стали, подобно Сабантую в Татарстане.
В депортации все мечтали вернуться в свои деревни. Почему сегодня этот вопрос не актуален? Наши корни оттуда, та земля нас единила. Сегодня же многие наши 30-40-летние соотечественники даже не знают, откуда родом их бабушки и дедушки. Несколько лет назад с экрана телевизора 6-8-летние дети последепортационных переселенцев бодро восклицали: "Я родился в Джанкое! Алуште! Судаке!". Дальше следовало: "Это моя Родина!". Через 10 лет они заявят, что в Крыму они коренные жители, а нас — народ, рожденный и вечно живший в Крыму, отодвигают на обочину истории. Где наша программа воспитания? Почему бы не создать республиканскую крымскотатарскую детскую организацию со своей программой, идеологией, атрибутикой. На днях, 1 сентября, я видел, как крымскотатарские дети шли в школу в красных галстуках, и мамы радовались, что их чада выросли и удостоены звания "Пионер". Они не ведают, что их дети стали на путь, по которому прошли Павлик Морозов и ему подобные, предавшие впоследствии своих родителей.
В начале 1990-х годов мы с ветераном национального движения Зампирой Асановой предложили ежегодно отмечать день памяти Номана Челеби-Джихана — выдающегося деятеля нашего народа, восстановившего национальную государственность крымских татар в форме парламентской республики, первой в мусульманском мире, и это никто не оспаривает. Это наша история, и ею надо гордиться. Здесь каждый камень и тропа знают историю нашего народа. В Крыму надо устанавливать памятники выдающимся деятелям нашего народа. Посмотрите, что делается вокруг! Россия потерпела поражение в войне 1853-1856 годов — сегодня в Симферополе на Петровской балке снова ставят памятники погибшим воинам, прославляя русское оружие. Столбят символами имена русских военных. Выбили глаз полководцу Кутузову в деревне Шума, так деревню его именем назвали и на спуске с Ангарского перевала целое памятное сооружение построили. Славят палачей крымскотатарского народа (Екатерину II, А. Суворова и Долгорукого), мурлыча о дружбе. Где памятники Хаджи-Гирею, Менгли-Гирею, Девлет-Гирею, прославивших крымскотатарское оружие?
В истории Крыма был и золотоордынский период. Почему бы не поставить памятник Чингизхану или Батыю, или нашим тюркским предкам, например, Атилле, разгромившему армию рабовладельческой Римской империи?
В 1992 году при Крымскотатарском фонде культуры был создан оргкомитет по проведению торжеств по случаю 100-летия со дня рождения Амета Озенбашлы. М. Джемилев подал идею о перезахоронении останков выдающегося деятеля в Крыму. Организовать это дело поручили мне, и я был командирован в Ташкент. Вопрос решался в Ленинабаде в сложных условиях военного времени. Останки А. Озенбашлы захоронили в пантеоне, рядом с могилой Исмаила Гаспринского.
Профессор Исмаил Керимов как-то сказал, что Мерьем Озенбашлы надо поставить памятник за многостороннюю работу по возрождению памяти ее отца Амета Озенбашлы.
В этом месте особая энергетика: люди перед принятием важных в своей жизни решений набираются там сил. Сегодня поставлен вопрос о перезахоронении здесь таких лидеров крымских татар, как Неджип-Аджи Фазыл-эфенди из Румынии и Эдиге Кырымала из Германии, где они, в силу чрезвычайно непростых условий, защищали интересы нашего народа. Надо определить день в году, когда к этим святым могилам в пантеон приезжали бы школьники со всего Крыма и им бы объясняли, что наша мирная жизнь в Крыму сегодня является результатом усилий погребенных здесь людей. Детей надо водить и возить ко всем историческим памятникам Крыма, чтобы они интересовались историей своего народа и стремились познать ее.
Я рад, что в свое время при содействии М. Джемилева получил возможность поработать в архиве СБУ Крыма, где с трепетом изучил дело своего прадеда Акмоллы Сеитбекира. Его уголовное дело 67 лет пролежало в архивах госбезопасности, где 75 лет старались спрятать позор и преступления прошлого режима. Стремиться работать в архивах, раскрывать правду о себе должна каждая семья.
В начале 1990-х годов в Набережных Челнах была издана небольшая по объему книга "Запрятанная история татар" (о татарах Поволжья, Урала и Сибири), где повествуется о многовековой упорной борьбе народа против поработителей. Когда же мы через архивы доберемся до запрятанной истории крымскотатарского народа? Общесоюзная, в свое время, тенденция рассекречивания архивов и активное изучение материалов не нашли у нашего народа должного внимания из-за малочисленности ученых-историков. В 1992-1993 гг. мне удалось ознакомиться с некоторыми делами тех деятелей нашего народа, которые проходили по делу "Милли Фирка". Если кто-нибудь еще работал с теми материалами, мы готовы предоставить им газетную площадь на страницах "ГК". На основе нашей истории должна формироваться и развиваться наша национальная идея.
Сейчас мы проводим акцию по сбору средств на издание книги В. Возгрина "Крымские татары (Очерки этнической истории коренного народа Крыма)". Идея созрела тогда, когда работа над книгой была уже закончена. Поиск средств не увенчался успехом. Никто не заинтересовался этим трудом ученого и средства не предложил. Пришла в голову идея великого селекционера Симиренко, в свое время обратившегося к населению России с просьбой о сборе средств для издания книги "Крымское промышленное плодоводство". Тогда все получилось. Из этой книги сегодня крымские татары узнают о десятках сортов яблок, груш и других фруктов, поражавших иностранцев своими вкусовыми качествами. Это наша культура производства, составляющая гордость татар южнобережного и горно-лесного регионов.
Сейчас крымскотатарский народ активно собирает средства на издание книги В. Возгрина. Правда истории крымских татар будет раскрыта. Скептики (нередко и завистники) сомневаются в полезности книги. В. Возгрин по этому поводу сказал, что готов принять к сведению любые замечания специалистов. Я воспринимаю эту книгу как капитальный труд по истории крымских татар, не имеющий себе равных за последние 220 лет, как возмездие всей колониальной историографии Крыма за ее лживость, псевдонаучность. Призываю соотечественников поддержать идею сбора средств для издания книги. Только мы сами можем помочь себе, надеяться больше не на кого. Эта книга должна стать настольной в каждой крымскотатарской семье. Она будет частью той идеологии, о которой сегодня многие рассуждают, но дальше слов дело не движется. Правда истории станет самым мощным нашим оружием, и предотвратит в будущем от потерь, которые понес наш народ в начале 1990-х годов, когда пропагандистская шумиха заморочила голову людям и вместо восстановления национально-территориальной автономии крымских татар в Крыму была "воссоздана" обезличенная территориальная автономия крымчан. Авантюра удалась. Наш народ в очередной раз обманули...
(Продолжение следует.)
Эльдар Сеитбекиров.