Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
"Голос Крыма" N 39 (565), 24 сентября 2004 года
Разжигание межнациональной розни в Крыму
В мае этого года в газете "Крымская правда" были опубликованы результаты социологических исследований среди студенческой молодежи Крыма по поводу того, как они относятся к факту депортации крымских татар в 1944 году. Согласно этим исследованиям получается, что однозначно осуждают и считают несправедливым этот акт только около 30% опрошенных. Если учесть, что примерно 10% студентов составляют крымские татары, которые, конечно же, не могут считать геноцид и депортацию своего народа справедливыми, то получается, что примерно 80% опрошенных молодых людей преимущественно русской и иных национальностей в той или иной мере оправдывают это преступление. Еще какая-то часть, оказывается, считает, что их следовало бы депортировать повторно. Следует обратить здесь внимание еще и на то, что опрос проводился среди студенческой молодежи, то есть среди более или менее просвещенной части населения.
Можно теперь представить, каков процент таких нравственных уродов на бытовом уровне, каков их процент в среде работников администрации автономии, в судах, правоохранительных органах и т.д. И затем можно задаться вопросами: можно ли ожидать от них беспристрастного, справедливого отношения к крымским татарам?; можно ли уверенно прогнозировать, что в Крыму не будет межнациональных столкновений?
Пресс-служба Совмина АРК, правда, подвергла сомнению достоверность и объективность соцопроса, назвав эти данные "грубой фальсификацией общественного мнения". Но даже если и предположить, что организаторы и заказчики опроса, известные своей патологической ненавистью к крымским татарам, несколько преувеличили число своих единомышленников, то все равно получается картина, которая способна шокировать цивилизованные страны, и дает ответы на многие вопросы, связанные с правовым положением нашего народа.
Подобный результат соцопроса в значительной мере можно рассматривать как результат той массированной пропаганды против крымских татар и их представительного органа, которая ежедневно ведется самыми массовыми средствами информации Крыма, в первую очередь на страницах той же "Крымской правды" и газеты "Крымское время".
Попытки привлечь этих пропагандистов межнациональной ненависти к судебной ответственности не приводят ни к каким результатам. Наглядным примером может быть наше обращение в суд по поводу провокационной и кощунственной публикации в газете "Крымская правда" Светланы Сергиенко под псевдонимом Дмитрий Куликов о поджоге здания Меджлиса крымскотатарского народа в начале 1999 года. Поскольку правоохранительные органы, как обычно, не раскрыли этого преступления и не задержали преступников, то эта "Крымская правда", как вы помните, заявила, что будто бы здание подожгли сами члены Меджлиса с целью уничтожить какие-то документы, а сторожа здания за соучастие в этом преступлении Меджлис в знак благодарности отправил на хадж в Мекку. После долгих проволочек и оттяжек примерно через 3 года суд все-таки рассмотрел наш иск, но вынес решение, которое, наверное, может стать самым красноречивым образцом цинизма и хамства. А суть решения суда сводилась к тому, что газета не может нести ответственность за публикацию, так как такой зарегистрированной в Минюсте АРК организации как "Меджлис" не существует. То есть примерно это то же самое, что сказать: "убийца не виновен в преступлении, так как убитый не был прописан".
По поводу подстрекательской и преступной деятельности ряда шовинистических пророссийских газет Крыма и сидящих в судах их единомышленников мы обращались в самые высокие инстанции, непосредственно говорили об этом и Президенту страны. Председатель Совмина АРК С. Куницын и предыдущий представитель Президента Украины в Крыму также неоднократно обращали внимание на недопустимые с точки зрения закона публикации в этих газетах, но результат остается нулевым. Вдохновленные прикрытием со стороны судебных органов, эти газеты уже переходят все допустимые границы, переходя иногда чуть ли не в площадную ругань в адрес крымских татар и их представительного органа
Правда, есть и некоторый положительный эффект от этих публикаций, поскольку у многих рядовых русских граждан, а также политиков и чиновников Крыма, даже не являющихся, мягко говоря, большими сторонниками полного восстановления прав крымскотатарского народа, оголтелые шовинистические публикации против крымских татар и Меджлиса на страницах этих газет вызывает все большее раздражение, поскольку они хотели бы, как при советах, оставаться главной и распоряжающейся нацией, но в то же время выглядеть более респектабельными и европеизированными. А появляющиеся регулярно в "Крымской правде" придурковатые заявления лидера компартии Крыма и так называемого общества "наследников Богдана Хмельницкого" Л. Грача с его "геополитическими" рассуждениями насчет угрозы создания независимого татарского государства в Крыму, лагерях мусульманских террористов в горах Крыма и угрозы вторжения в Крым натовских войск под видом защиты прав крымских татар вызывают насмешки уже не только в Киеве, но и в широких слоях населения Крыма. Кроме того, эти публикации значительно облегчают нашу работу по разъяснению международным организациям истоков вспыхивающего в Крыму время от времени межнационального напряжения, ибо достаточно им показать эти грязные статейки, то все становится понятным без всяких комментариев.
Но все же вред, наносимый шовинистической пропагандой стабильности в Крыму огромен и, очевидно, необходимо предпринимать какие-то меры. Антисемитские публикации в киевских "Сельских вестях" были намного менее омерзительны антитатарских публикаций в Крыму, но по этой довольно влиятельной и самой многотиражной в Украине газете было вынесено соответствующее судебное решение. Поэтому, если взяться за крымских фашистов серьезнее, то, полагаю, можно добиться каких-то результатов и в правовом порядке.
Международная деятельность Меджлиса
Меджлис крымскотатарского народа всегда придавал большое значение деятельности в международной, области, контактам с международными правозащитными организациями, с дипломатами и государственными деятелями зарубежных стран. Одна недружественная к нам русскоязычная несколько месяцев назад газета как-то писала с раздражением, что международную деятельность крымскотатарского Меджлиса по объему можно сравнить с деятельностью Министерства иностранных дел среднего независимого государства. Конечно, это явное преувеличение, но мы действительно считаем эту сферу деятельности очень важной, ибо она дает нам возможность широко информировать о положении нашего народа и получать какую-то поддержку в деле восстановления его законных прав.
Как вам известно, Меджлис является постоянным членом двух международных организаций — Организации непредставленных в ООН народов с центром в Гааге с 1991 года и Федерального Союза Народов Европы с центром в г. Фленсбурге (Германия) с 1993 года. Меджлис также аккредитован с 1995 года для участия в работе Межсессионной Рабочей Группы ООН по выработке проекта Декларации прав коренных народов, а с 2000 года в работе Межправительственного консультативного комитета по традиционному знанию, выражениям фольклора и интеллектуальной собственности Всемирной организации интеллектуальной собственности.
В течение прошедшего со дня последней сессии Курултая были проведены ряд Важных встреч, в том числе:
— с Президентом Турции Ахметом Неджетом Сетером, премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, министром иностранных дел, министром обороны и рядом руководителей иных ведомств Турции, султаном Брунея, со спикером парламента Румынии Валером Дорнеану, со спикером парламента и министром обороны ТРСК, с президентом Бундестага Германии Вольфгангом Тирзе, лидером Ирана аятоллой Сайедом Али Хаменеи, с министром иностранных дел Ирана К. Харрази, главой контрольного органа законодательной власти Ирана аятоллой Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, с принцем ОАЭ эмирата Шарджа Аль-Мактума, с президентом ОБСЕ Брюсом Джорджем, с Верховным Комиссаром ООН по правам человека Бертраном Рамчарана, Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Рольфом Экеусом, с главой подкомиссии ООН по коренным народам и меньшинствам Джулианом Бургером, секретарем Добровольного Фонда ООН для коренного населения Эулалию Ортадо, с американским финансистом, известным меценатом и филантропом Джорджем Соросом, с членами Британского Совета, с членами руководства Всемирного банка реконструкции и развития, Исламского банка развития, Агентства международного сотрудничества США (USAID), Европейской комиссии по вопросам труда, Национального агентства по содействию демократии, Фонда в поддержку демократии в Восточной Европе, с сотрудниками Государственного Департамента США по гуманитарной помощи странам Европы и Евразии, с руководством радиостанции "Свобода" в Праге, с послами и работниками посольств десятков стран, аккредитованных в Украине, в том числе Турции, Ирана, США, Канады, Польши, Норвегии, Японии, Германии, Франции, Азербайджана, Швеции, Малайзии, Хорватии, Великобритании с представителем ООН в Украине.
Меджлис принял участие в нескольких международных конференциях, посвященных проблемам коренных народов, межнациональных отношений, предотвращению межнациональных конфликтов и другим затрагивающим проблемы крымских татар, которые проходили в Голландии, Испании, США, Швейцарии, Румынии, Чехии, Франции, Иране.
Во время многих встреч и конференций одновременно передавались распространялись материалы на нескольких языках о крымскотатарской национальной проблеме. Результатами некоторых встреч стала также определенная материальная помощь для решения проблем нашего народа. Так, посольство Ирана после наших встреч оказало помощь нашим национальным школам на приобретение мебели и компьютерной техники. После поездки делегации Меджлиса в ОАЭ эмир Шарджа оказал помощь в размере 330 тысяч долларов, на которые приобретены жилье для 20 семей и проведены 4,5 км. водопровода в с. Красное Кировского района. В ходе недавних переговоров с представителями Исламского банка развития была достигнута договоренность, что банк профинансирует нам строительство трех крымскотатарских школ, строительство культурного центра при Крымском индустриально-педагогическом университете, строительство крымскотатарского художественного музея и приобретение нескольких жилых домов, с общей стоимостью всех проектов около 10 миллионов долларов, то есть немногим более годовых ассигнований из бюджетов Украины и АРК на решение социальных проблем крымских татар.
Война в Ираке и проблемы в религиозной сфере
Меджлис крымскотатарского народа был вынужден реагировать и на некоторые резонансные события в мире, которые не связаны с крымскотатарской проблемой, поскольку многие политические деятели и средства массовой информации интересовались позицией высшего представительного органа крымских татар по этим событиям. Так, были приняты специальные заявления Меджлиса по поводу захвата заложников чеченцами в Москве в октябре 2002 года, по поводу начала военных действий Ираке и в связи с претензиями России на принадлежащий Крыму остров Тузлу. Если заявления по заложникам и Тузле были восприняты всеми соотечественниками однозначно положительно, то по Ираку дело обстояло несколько иначе.
На заседании Меджлиса, проходившем два дня — 22-23 марта 2003 года, были представлены 3 проекта заявления по этому вопросу. В одном выражалась безоговорочная поддержка действиям США, в другом эти действия осуждались и содержалось требование немедленно вывести войска из Ирака, третье — нечто промежуточное. Одним словом, был представлен весь спектр мнений, который бытовал по поводу этих событий в среде крымских татар.
После бурных дискуссий большинством голосов было принято заявление, в котором выражалось сожаление по поводу того, что усилия США мирными средствами заставить режим Ирака соблюдать требования Совета безопасности ООН не увенчались успехом и начались чреватые гибелью невинных людей крупномасштабные военные действия. В то же время, в заявлении решительно отвергались попытки некоторых деятелей представить события в Ираке как войну между христианами и мусульманами, осуждались авантюристические призывы к так называемому "джихаду" против США, поскольку именно агрессивные и преступные действия диктатора Саддама Хусейна привели к гибели миллионов мусульман. В заявлении выражалась также поддержка решению Украины послать в Ирак специальный батальон для оказания помощи населению Ирака в случае применения садцамовским режимом химического оружия.
За этот текст заявления из 23 присутствовавших членов Меджлиса проголосовали 14 человек, 4 — против и 5 человек воздержались. Выступавшие против резолюции и воздержавшиеся, конечно, вовсе не были сторонниками саддамовского режима, но выражали опасения, что оккупация Ирака приведет к очень большому кровопролитию. Рассуждения были примерно такие: "Если маленькая Чечня оказывает такое яростное сопротивление оккупантам, то можно представить, сколько невинной крови прольется в многомиллионном Ираке, где достаточно много самого современного оружия".
Голосовавшие за резолюцию говорили о существенной разнице между оккупантами, целями оккупации и что вряд ли найдется много людей, которые будут воевать в поддержку тиранического режима, который принес так много горя своему народу, и что война закончится установлением демократического руководства в Ираке и уходом из страны иностранных войск.
Дальнейшие события в целом подтвердили правильность принятой Меджлисом резолюции, поскольку режим действительно быстро пал, практически не оказав никакого сопротивления, а арест диктатора вызвал всеобщее ликование как в Ираке, так и в соседних мусульманских странах.
Но вопрос не в этом. В.связи с событиями в Ираке я хотел бы сказать несколько слов о наших внутренних делах.
Небольшая группа крымских татар, в силу разных причин оппозиционно настроенная к Меджлису и вообще не признающая решения Курултая, в их числе сторонники в прошлом прокоммунистической группировки, называющей себя "НДКТ", изгнанные решением Курултая 1997 года из Меджлиса несколько бывших его членов, так называемая партия "Миллет", куда входят, по последним нашим данным, 8-10 человек, и ряд других, которые сейчас сгруппировались в так называемый "Координационный Совет общественно-политических сил крымских татар", и большинство которых в преддверии выборов вошло в созданную в Донецке так называемую "Партию мусульман Украины", а также приверженцы нетрадиционных для Крыма сект в исламе, организовали шумную кампанию против заявления Меджлиса по Ираку. Они провели в Симферополе пару антиамериканских и антимеджлисовских митингов, в которых участвовали около 200-300 человек. (Если вычесть из этого числа просто зевак, многочисленных корреспондентов, работников спецслужб и наблюдателей Меджлиса, то цифра получалась и того меньше). Вообще создавалась очень интересная картина: по телевидению показывали, как сами иракцы ликуют падению саддамовского режима и бросают цветы американским солдатам, а тут "защитники Ирака" в лице группы крымских татар с присоединившейся к ним группой русскоязычных коммунистов Крыма "клеймят позором" Америку и, разумеется, Меджлис крымскотатарского народа, который "не отражает воли народа" и "предал мусульман". По сути, конечно, у этих людей не было никакого дела ни до иракцев, ни до мусульман, ни даже до Америки, а было только желание, воспользовавшись некоторым разбродом мнений в среде наших соотечественников по поводу войны в Ираке, приобрести себе еще несколько сторонников.
Но наибольшую активность, причем в довольно агрессивной форме, в этом вопросе проявили сторонники партии "Хизб-ут-Тахрир", численность которых в Крыму по некоторым оценкам составляет около 5-6 сотен человек. В их числе, правда, не только крымские татары, но также и обучающиеся в Крыму студенты из некоторых арабских стран, несколько бежавших от режима И.Каримова узбеков и другие. Напомню, что эта партия, образованная в 1953 году в Палестине, значится в международном списке террористических организаций, запрещена во многих странах, за исключением Израиля и некоторых европейских стран. Запрещена она и в большинстве мусульманских стран как организация террористическая, антиисламская, инфильтрованная агентами спецслужб определенных стран и работающая на дискредитацию ислама в глазах мировой общественности.
Члены этой организации после начала войны в Ираке распространили и расклеили по Крыму листовки с призывами к "джихаду" против Америки, а также с угрозами против тех, кто не разделяет их точку зрения. Например, там есть такие слова: "Что же касается правителей мусульман, которые проявили молчание или стали соучастниками Америки в ее агрессии... то обязательным является устранение и уничтожение этих правителей". Руководство Меджлиса крымскотатарского народа тоже они, по всей видимости, отнесли к своего рода "правителям мусульман", и посему эту листовку специально в отдельных конвертах с надписями "лично в руки" передали в секретариат для меня, Р. Чубарова и Р. Ильясова.
Мы не придали этому особого значения и не стали ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности за угрозу, потому что это было похоже больше на какой-то сумасшедший бред, чем на что-то серьезное. Во-вторых, речь шла о своих же соотечественниках, у которых, очевидно, есть дети, родители. И, потом, если ими займутся органы, то родители ведь опять же придут к нам, чтобы Меджлис оказал им юридическую помощь, помог с адвокатами и т.п. Словом, получались дополнительные хлопоты и расходы для нас самих же. Но ситуация оказалась несколько серьезнее, чем полагали. Агрессивность этих людей все более возрастала. Они уже стали диктовать свою волю Духовному управлению мусульман Крыма, оскорблять и унижать муфтия, требовать, чтобы на те или иные должности в Духовном управлении ставили их людей, выталкивать муфтия с минбара во время пятничного молебна в Кебир-Джами и ставить на его место своего человека, угрожать нашим журналистам и запугивать их за то, что они написали не соответствующие их взглядам статьи по религии и т.п.
После этих инцидентов нам пришлось провести несколько бесед с членами этой партии. Хотели выяснить, чего же они хотят и можно ли с ними как-то мирно ужиться. Оказалось, что они хотят построить всемирный мусульманский халифат, этакое сверхгосударство, куда будут входить все исповедующие ислам со своими территориями, и во главе будет стоять халиф, который лучше всех знает Коран. Никаких национальностей, национальной культуры, национальных языков они не признают — все, оказывается, будет на арабском языке. Причем никто из них самих арабского языка, разумеется, не знает, и говорят они преимущественно по-русски. Таких понятий, как "демократия", "закон" они не признают, считают, что это выдумки неверных. Беседовать с ними очень трудно, никакие, даже самые очевидные доводы, совершенно не воспринимаются. Словно говоришь в пустоту. В лучшем случае могут в ответ продекламировать невпопад какую-то суру из Корана в переводе Крачковского на русский язык. Доводы о том, что эти же суры тот или иной богослов трактует иначе, совершенно не воспринимаются, так как они считают себя наилучшими и самыми правильными толкователями.
Другая категория последователей нетрадиционных форм ислама — это "ваххабиты" или, как они сами себя называют, "салафиты". Их тоже в Крыму несколько сотен. Они несколько отличаются от "хизбутчиков" и даже с ними сейчас в несколько натянутых отношениях, но они также не признают ни законы, ни Муфтият, ни другие выборные органы. Они стараются создавать религиозные организации, подчиненные не Муфтияту, избранному мусульманами Крыма, а своим зарубежным наставникам, выступают за создание в Крыму параллельного духовного управления, куда входили бы созданные ими организации.
В настоящее время в Крыму действуют около 1200 религиозных организаций различных конфессий, в том числе 336 мусульманских. Примерно десятая часть этих мусульманских организаций (точнее 31 организация) считаются "автономными", то есть руководствуются не решениями Духовного управления мусульман Крыма, а каких-то иных, преимущественно зарубежных сектантских своих наставников. Именно на базе этих "автономных" религиозных организаций предполагалось создание параллельного духовного управления мусульман Крыма.
Причем в этой своей деятельности они пользуются активной поддержкой довольно в высоких кругах властных структур автономии, в том числе поддержкой председателя комитета по делам религий. В частности, председатель комитета по делам религий в АРК В. Малиборский активно выступил в поддержку такого параллельного раскольнического духовного управления. Достаточно также упомянуть, что штатным советником представителя президента Украины в АРК Диденко является один из таких раскольников по фамилии Джелилов, обращавшийся с ходатайством о создании параллельного духовного управления. С ними постоянно контактируют, дают им советы и инструктируют кое-какие лица из ранее упомянутого мной "Координационного Совета общественно-политических сил крымских татар", который действует по принципу: кто против Меджлиса и Духовного управления, тот союзник и друг.
Вполне очевидно, что в отношении этих людей, пытающихся расколоть наш народ уже на религиозной основе, нужно принимать какие-то меры в общенациональном масштабе, ибо, если пустить все на самотек, они могут причинить много горя и себе, и своим близким, и в целом всему нашему народу. Их зарубежные наставники в случае каких-то осложнений, конечно же, быстро соберут свои чемоданы и покинут Украину, а все последствия будут расхлебывать наши одураченные молодые люди и наш народ.
Предстоящие президентские выборы
Вопросу о президентских выборах будет посвящен отдельный доклад первого заместителя председателя Меджлиса Р. Чубарова. Я только хочу по этому вопросу напомнить о некоторых наших принципиальных положениях.
Вынося свое решение, мы должны задаться вопросами: каким мы хотим видеть свое государство в ближайшей перспективе, каких действий мы хотели бы от президента страны для восстановления законных прав крымскотатарского народа, и есть ли основания рассчитывать, что кандидат, за которого мы будем голосовать, будет действовать именно в этом направлении.
Избранный вами на первой сессии IV Курултая Меджлис крымскотатарского народа уже рассматривал этот вопрос на своем заседании 17 июля и большинством голосов вынес свою рекомендацию на ваше рассмотрение. Таким образом, вам предстоит или утвердить эту рекомендацию в виде решения Курултая или, опять же голосованием, вынести решение по другой кандидатуре. Разумеется, в этом вопросе могут быть разные точки зрения, но очень важно, чтобы решение, принятое большинством голосов, стало законом для каждого делегата Курултая и чтобы делегаты, выйдя к народу, работали именно на кандидата, утвержденного Курултаем, а не действовали по своему усмотрению.
Крымскотатарский народ сравнительно немногочисленный, составляет всего около полпроцента населения Украины, поэтому, естественно, мы не рассчитываем, что наши голоса будут иметь решающее значение на исход выборов. Но на этих выборах нам очень важно еще раз проявить единство нашего народа, нашу политическую культуру и зрелость, наше уважение к избираемому самими же нашему представительному органу. Только в этом случае наша позиция будет беспроигрышной, даже если будет избран не тот кандидат, за которого мы будем голосовать. Эта позиция будет беспроигрышной по той простой причине, что любой пришедший к власти разумный политик будет считаться с организованной силой, которая руководствуется твердыми политическими принципами, а не с теми группировками из числа наших соотечественников, которых можно купить или каким-то иным способом заставить голосовать, в свою пользу, поскольку в другой раз этих людей могут перекупить или заставить другие.
Сейчас резко активизировали свою деятельность все политические партии и общественно-политические организации, идет настоящая охота за голосами избирателей, в том числе за голосами крымских татар. Используются все методы, чтобы загнать крымских татар в какие-то политические партии, в том числе подкуп, нажим на тех, кто занимается бизнесом или занимает какие-то государственные должности. Все они располагают немалыми средствами и необходимыми рычагами давления. Так что для желающих выгодно продаться или согнуться наступил благоприятный сезон.
Специально для внесения раскола в среду крымских татар в Крыму реанимирована созданная перед выборами 1998 года и затем надолго исчезнувшая с поля зрения партия-сателлит, спекулирующая на религиозных чувствах мусульман. У них, как и перед предыдущими выборами, вдруг проснулось страстное желание заняться благотворительностью: где-то они раздают нашим старикам по 50 гривен, где-то режут жертвенных баранов, забывая при этом, что подкуп, лицемерие и попытки внесения раскола в среду мусульман в корне противоречат принципам ислама и являются тяжким грехом.
В последнее время в нашей прессе развернулась оживленная и довольно острая полемика на тему, имеют ли право Меджлис, Курултай или еще кто-то диктовать кому-либо из соотечественников, за кого голосовать и в какую партию вступать. И если позволяется такое давление, то где же тут демократия и т. п. А поводом для начала этой полемики послужило то, что кто-то из соотечественников решил еще до решения Меджлиса и Курултая активно выступить на стороне одного из кандидатов в президенты, а другой соотечественник в прессе резко осудил его за эту активность.
Совсем недавно появилась статья и одного нашего бывшего депутата ВР АРК периода 1994-98 годов, который тоже возмущается тем, что кто-то посмел указывать, кому как голосовать и задается тем же вопросом: а не пахнет ли тут тоталитаризмом?
Хочу заранее заверить всех от имени Меджлиса крымскотатарского народа, что никто никого из соотечественников принуждать голосовать за ту или иную кандидатуру или запрещать вступать в какую-то партию не собирается. Решения Меджлиса крымскотатарского народа и Курултая всегда имели только рекомендательный характер. Другого у нас и быть не может, потому что у нас нет органов принуждения, и мы их не собираемся создавать. А прислушиваться к мнению избранного народом представительного политического органа и действовать в соответствии с его решениями или их игнорировать и делать все по-своему, руководствуясь своими сугубо личными интересами — это дело совести, порядочности и уровня национального самосознания каждого человека. Только, чтобы не вызывать саркастического хохота у соотечественников, не рекомендовалось бы утверждать, что в преддверии выборов срочно решил вступить в одну из партий власти с хорошими материальными и административными возможностями по глубоко идейным соображениям и руководствуясь стремлением к сохранению единства в народе. А тому бывшему депутату, который, оказывается, боится тоталитаризма Меджлиса и Курултая, хотел бы задать такой вопрос: "Вам понравилось, когда на выборах 1994 года подавляющее большинство соотечественников по призыву Меджлиса проголосовало за список, утвержденный Курултаем, кандидатов в депутаты Верховной Рады АРК, и все 14 мест выделенной квоты были заняты кандидатами от Курултая, которые создали затем в парламенте автономии крепко спаянную и эффективно отстаивающую права своего народа парламентскую фракцию? И стали бы вы депутатом, несмотря на то, что вы были последним в списке из 14, предусмотренных квотой депутатских мест для крымских татар, если бы, как вы сейчас советуете, Курултай не принимал категоричных решений по выборам?
Еще раз хочу подчеркнуть, что никто не собирается попирать чьи-то демократические права Мы живем не при тоталитарном режиме, а в государстве, строящем демократическое общество, а демократия не запрещает заниматься очень многими формами деятельности, в том числе и такими порочными, как проституция и т.п. Но если человек, например, решил заняться такого рода деятельностью, то он, в соответствии с теми же демократическими принципами, не должен рассчитывать, что все будут подавать ему руку или принимать его во всех приличных обществах.
Но, по большому счету, все серьезные политические деятели отлично понимают, что подавляющее большинство крымских татар будет действовать в соответствии с решениями своего представительного органа и не очень-то рассчитывают получить большой урожай голосов на крымскотатарском электоральном поле. Есть серьезные опасения иного рода. Прогнозируется, что будет усилена пропагандистская работа по дискредитации крымских татар и в первую очередь их представительного органа Меджлиса. Для этой цели, очевидно, будут широко использоваться и "манкурты" из числа наших соотечественников. Не исключаются также всевозможные провокации с целью нагнетания межнациональной и межконфессиональной напряженности, с тем, чтобы потом во всем обвинить самих же крымских татар. Расчет здесь на то, что при поляризации общества на крымских татар и славян или мусульман и христиан, русскоязычное большинство будет голосовать против кандидата в президенты, поддерживаемого крымскими татарами. Поэтому я просил бы все региональные меджлисы быть в предвыборный период особо внимательными при про- ведении каких-либо акций в защиту прав своих соотечественников, взять под особый контроль деятельность группировок из числа последователей нетрадиционных для Крыма и привнесенных извне форм ислама, как, например, "хизбутчиков", вахаббитов, хабба-шитов, салафитов и т.п., которых могут использовать в качестве провокаторов, а также так называемых "казачьих формирований", которые именно с целью создания межнациональной напряженности организовываются в Крыму определенными политическими силами и поддерживаются местными государственными администрациями.
В заключение я хотел бы напомнить о том, что в мае этого года в преддверии 60-летия депортации крымскотатарского народа Меджлис принял решение в память о своих погибших в местах ссылки и похороненных на чужбине соотечественниках посадить в этом году 60 тысяч деревьев. Я просил бы делегатов Курултая и региональные меджлисы принять все меры, чтобы решение это было скрупулезно и обязательно выполнено. Мы в Крыму не гости и не мигранты, поэтому, наряду с борьбой за восстановление своих национальных и гражданских прав, мы должны предпринимать все посильные меры для охраны и улучшения его природы и экологии.
Несмотря на то, что мой доклад был довольно длинным, осталось еще много незатронутых важных вопросов. Среди них и вопрос о вопиющих беззакониях, которые творятся в Крыму в отношении наших соотечественников со стороны властных структур и, в первую очередь, со стороны правоохранительных органов и продажных судей. Полагаю, что по этой теме нам нужно будет созывать специальную конференцию.
Благодарю за внимание.