Главная | Весь Агатов | О книгах | Персоны | Народы Крыма | Форум | Обратная связь |
Как ты думаешь, страна, а не сильно ли модно стало писать детективы в последнее время? А еще более модно стало сочинять детективы на основе реальных событий. Все ведь как-то вкуснее, а то читатель вредный пошел - подавай ему правду и все тут. Далее как в русских сказках:
"... и стонала земля крымская от бандитского беспредела, и рушились надежды людские на спокойную жизнь, и взывал народ к власти, мол, когда ж это все закончится? И пришел на землю крымскую истерзанную богатырь силы невиданной и сотворил он диво дивное самым дивным способом. Взял богатырь в руки свои перо и бумагу и написал он правду обо всем, что видел и слышал, дай Бог здоровья информаторам. И расцвела буйным цветом крымская демократия, и переполнились следственные изоляторы коррупционерами и расхитителями добра народного, и воспел народ славу герою-богатырю, спасшему землю крымскую от бандитского беспредела, и стали дружно соседствовать лев и ягненок, и не переводились блага земные для всего прогрессивного человечества..." Ну, последнее уже из другой сказки. Из еврейской.
Марк Исакович Пурим, а как для всех, так Марк Агатов, проснулся на самом интересном - благодарный народ возлагал на него венок. Сон не дал досмотреть будильник. Марк Исакович открыл глаза и не без удовольствия посмотрел на новенький компьютер. Хоть какая-то радость на старости лет. А то все машинка да машинка. Устал он уже от несоответствия собственной значимости своему благосостоянию. А компьютер он заслужил. Пусть не венок, но все равно по заслугам. Конец сказки.
"Премьер Куницын и его команда" - четвертая книга из серии "Кровавые следы на карте Крыма". Она-то и явилась прототипом дива дивного в нашей сказке. А поскольку всякое чудо - дело серьезное, оно требует детального анализа на предмет своей чудесности. А то вдруг тебе, страна, какой-нибудь суррогат производства страны третьего мира подсовывают.
О личности богатыря много говорить не будем. Неэтично это как-то. Да и что о нем можно сказать интересного? Большое предисловие от автора, в котором раз сто повторяется слово "я", чуть меньше - "гражданская позиция", и пару раз, с явным удовольствием, - "конечно, я боюсь", скажет все за меня. У психологов это называется "комплекс виктимности", то есть сознательное стремление побыть в роли жертвы, чтоб все жалели. А множество громких слов - чтоб произвести впечатление. Это у психологов. А у журналистов - дешевая слава за счет искусственно созданной сенсации.
Начнем мы, как водится, с определения темы и идеи. Тут, вроде как все понятно - власть плохая, журналисты хорошие. Возможно, хоть и напоминает нафталиновый лозунг. А вот с жанром творения ну совсем не разобраться.
Автор противоречит сам себе: на форзаце книги значится "литературно-художественное издание", в то время как в предисловии и на протяжении всего произведения подчеркивается неоднократно, что это "документальный рассказ о новейшей истории полуострова". На другом форзаце - "журналистское расследование". Далее следуют пространные рассуждения о себе, тем не менее дающие пищу для размышлений. "Мне больше нравится придумывать детективные истории, писать романы, повести, рассказы, а копаться в грязных делишках местных чиновников надоело. К тому же, это занятие, на мой взгляд, совершенно бесперспективное". Нельзя с автором не согласиться. Свою страсть к сочинительству он демонстрирует наглядно - этим вот пресловутым документальным рассказом. Кстати, словосочетание само по себе бессмысленное. То есть с одной стороны, это художественный вымысел, а с другой - все-таки чистая правда. Это как? Но не будем же придираться к словам. Надо быть к людям снисходительнее и терпимее.
Не терпит снисходительности только откровенное презрение к действующему законодательству и всем существующим в цивилизованном мире этическим кодексам. Чтобы не впадать в пустословие, сделаем небольшое лирически-законодательное отступление и пойдем по пунктам. Хотя справедливости ради, стоит отметить, что в каждом пункте - статья. А за статью... Сами понимаете.
Пункт первый, ознакомительный (является выдержкой из Закона Украины "Об информации"). Журналист имеет право собирать и получать без препятствий необходимую информацию, но при этом обязан делать это достоверно и объективно. Закон также гласит, что никто не имеет права препятствовать журналисту в его святом порыве эту информацию заполучить, в особенности, если это касается деятельности властных структур. Правильно, и отдельных их представителей. Но только если это касается именно ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ этих самых представителей. А вот все остальное попадает в разряд "не влезай - убьет!" - информация о личности. Эта информация является отдельным самостоятельным видом, и работа с ней имеет ужасно неудобные особенности. Например, нельзя собирать информацию о личности без ее предварительного согласия. Более того, личность должна знать, кто, для чего и какую информацию о ней собирает, и какими последствиями этот процесс грозит. Как я вас понимаю, Марк Исакович! Никаких условий для работы!
Пункт второй, пояснительный. Собственно, не имело бы смысла напоминать автору документально-художественно-литературно-сочиненного творения, что вообще такой Закон существует, если бы он его не нарушил. Причем просто с детской непосредственностью.
История с "писающими мальчиками". Да, понимаю, поехали крымские политики в Брюссель с врагами беседовать да и учинили там дебош. Да вот только правдивость истории вызывает сомнения, это раз (напомню, что просто огромное количество публикаций на эту тему обрушилось на головы избирателей именно в период предвыборной кампании, а это что-нибудь да значит). Во-вторых, если программа посещения выполнялась полностью, то чем там занимались в нерабочее время "обвиняемые", как браво окрестил их автор, это их личное дело.
А теперь подумай, страна! Если вдруг выяснится, что Марк Агатов, к примеру, нетрадиционной ориентации (не дай Бог, конечно!), так он что, плохой расследователь? Нет, конечно. Хороший. Только непрофессиональный. Поэтому попрошу не путать. А то ведь буква закона вещь упрямая. Как и факты.
Пункт третий - совсем немного об объективности. Газета "Крымское время", столь любимая и обожаемая Агатовым (оно и понятно, он в ней публикуется), 20 июня 2001 года размещает на своих таких дорогих газетных площадях целых три статьи, которые можно обозначить общим заголовком "Ату крымского премьера со всем его правительством!" Не демократия это, и не журналистика, а самый настоящий политический заказ. Причем две из трех статей - об одном и том же, только разными словами. И их Агатов, не стесняясь, перепечатывает в своем документальном детективе. Это же белыми нитками шито, страна!
А как тебе мини-мини-расследование истории с крымской благотворительной лотереей? Видите ли, билеты были без десятка всяких степеней защиты, и подарков предусмотрено не было. И вообще, целая трагедия случилась - не лотерея это вовсе, а благотворительная акция. Вот как бывает. А расследователь ночей не спит - 60 копеек заплатил, а подарков никаких. Надо разобраться. И в книжке про это написать обязательно. И какая разница, что вырученные деньги предназначались для инвалидов. Лотерея - значит подарки, а если нет подарков - значит коррупция, обман и бандитский беспредел. А для большей убедительности надо написать про волну народного гнева. Ну и что, если не было никакой волны? Зато как за душу возьмет простого читателя!
Нет, нельзя журналистов обижать. Надо непременно урезать крымский бюджет и накупить всем расследователям подарков на три года вперед. На большее бюджета не хватит. Может, тогда они свои расследования станут доводить до конца и выяснять, что деньги инвалиды все же получили и вся документация на этот счет в полном порядке. Ты смеешься, страна? Я тоже.
Да и возмущение Агатова по поводу приобретенных Совмином иномарок выглядит смешно. Уже давным-давно все знают про целевой счет, деньги эти к бюджету отношения не имели, и купить на них пишущие машинки всем писателям или квартиры всем бездомным по закону было нельзя. Можно, конечно, возмутиться тем, что вместо отечественных авто министры теперь разъезжают на дорогих иномарках, но ведь и "Волга", на которую Агатов настоятельно рекомендует пересесть крымскому премьеру, для хохла - иномарка. На действительно отечественной "Таврии", - единственно возможном варианте поддержки "нацiонального виробника", - я думаю, сам Агатов ездить бы не стал. А купить Совмину на существующую сумму пять "Опелей" или десять "Волг" - это уже не расследователям решать. Конечно, дело запутанное, темное, не всякий экономист разберется, так что простим Марку Исаковичу его возмущение.
...Новенький компьютер радовал глаз и грел душу уставшего от беспредела журналиста. Но телефонные звонки не давали покоя. Все им подавай в кратчайший срок. Марк Исакович вздохнул в очередной раз и поплелся укреплять демократию печатным словом. Но мысль не шла. Книга должна быть написана, а материала только на листовку. И зачем он на это согласился? Ладно, пипл все схавает, добавим немного историй из архива. Не беда, что они не связаны никак с названием книги: И все равно мало. Придется сочинить что-нибудь. Назовем это "Невыдуманные истории". И намекнем, что это как бы вымысел, но не без доли правды. Народ правду любит, значит, клиенту понравится. Марк Исакович вздохнул с облегчением и погладил клавиатуру. Ему даже показалось, что голубоватый монитор улыбается в ответ...
Бесспорно, информация о заказных убийствах и бандитском беспределе заслуживает уважения. Наверное, за это Агатова можно было бы и впрямь обозвать расследователем, если бы не одно "но". Почему так получается, что расследователи сидят в подполье, а когда опасность миновала, выходят из сырых подвалов, куда их загнала опасность быть рассекреченными, и занимаются вовсю просвещением народа? Почему бы не писать о незаконных облигациях Крымского займа во время их выпуска, а не семь лет спустя? И при чем тут Куницын? Его в то время в правительстве не было.
Почему бы не написать о том же Супрунюке тогда, а не сейчас, когда последнего, может, и в живых уже нет? Остается только сочинять про всяких бомжей и студентов, Хиипонов и старлеев Федотовых, перемешивая правду с грязью, а ложь с сенсацией.
Свою неприкрытую страсть к сочинительству автор реализовывает с успехом в конце книги. Помимо того, что главы, посвященные Спрунюку и Бабаку вообще никакого отношения к Куницыну не имеют, и очевидно добавлены в книгу для объема, Агатов не удержался, чтоб не покритиковать конкурента - А. Константинова. Конечно, Константинов молодой и красивый, его любят женщины, он носится под пулями по всему Киеву, расследуя дело убитого Гонгадзе, а не всякую ерунду, и вообще живет в Питере, у него есть собственное Агентство, он преподает в университете. Кстати, именно журналистское расследование и преподает. Нет, страна, зря ты на Агатова пальцем показываешь. Любой бы на его месте расстроился от такого несоответствия. Даже я.
Но Агатов расстраивается до такой степени, что пишет эти самые "Невыдуманные истории", кстати, поступая чисто по-одесски (согласно Конституции, которую я, в отличие от некоторых, свято чту, не буду говорить "по-еврейски", чтоб не нарушать права и без того бесправных нацменьшинств). Он пишет в самом начале типовую фразу о том, что все события и факты являются вымышленными, любое совпадение есть чистой воды случайность, и тем самым дает себе право вытворять с Соболевым, Обнорским и иже с ними все, что воспаленный мозг прикажет. И причем тут документально-историческое расследование или как там это все у него вначале называлось? Более того, при чем тут вообще террорист Абу Нидаль и почему непременным атрибутом террориста должны быть чалма и восточный халат? Надо поработать с кругозором, Марк Исакович. Интересно, а кто скрывается под личиной Абу Нидаля? Уж не сам ли Усама бен Ладен? Страна! Так это ж получается, что наши крымские камикадзе по приказу премьера небоскребы во вражеской Америке взорвали! И наверняка бензин для истребителей купили на бюджетные деньги. А в это время простые люди без отопления сидят. Беспредел!
Да, такое бурное воображение претендует на диагноз. Особенно после появления на сцене булгаковского Воланда со свитой. Усама просто плачет от зависти, когда Соболев за книгу Константинова и премьерское кресло продает душу дьяволу. А для большей убедительности, чтоб уже ни у кого не осталось сомнений, что в Крыму правит сатана (несомненно, тоже кем-то оплаченный), Агатов добавляет то там, то сям число 666. Число универсальное: код для радиоуправляемой бомбы - пожалуйста, номер на могиле киллера - еще лучше, машина, переехавшая незадачливого студента - сосем хорошо. И все по чистой случайности. Судьба распорядилась, не иначе. Занавес. Зал рукоплещет и требует автора.
Автор в это время судорожно соображает, чем бы таким еще заполнить объем будущего произведения. Тем более, что все, собранное на крымского премьера, занимает несколько печатных страниц и являет по большому счету, не серьезную информацию, а сплетни, распускаемые теми, кому Куницын-Соболев как кость в горле. Но и сплетни можно так раскрутить, что заказчик обрадуется. "Я им всем покажу!" - сотрясает кулачками Марк Исакович и стучит, стучит по клавиатуре, отрабатывая заказ. Путая черный PR с расследовательской журналистикой. Так-то, страна...