Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

Возродить историю народа.

В Евпатории приступили к созданию этнокультурного учебно-оздоровительного центра крымчаков. Председателем оргкомитета городской общиной крымчаков «КЪРЫМЧАХЛАР» избран известный крымский композитор и музыкант Владимир Котов. Наш корреспондент встретился с Владимиром Котовым и попросил рассказать об этом начинании.

- Почему для создания этно – культурного учебно – оздоровительного центра выбрана Евпатория? Крымчаки живут и в Феодосии, Севастополе, Симферополе.

- Прежде всего, потому, что инициатива создания учебно-оздоровительного этнокультурного центра исходит от евпаторийских крымчаков. Перед тем, как сделать подобное заявление, мы взвесили свои возможности. Так уж получилось, что сегодня именно в Евпатории проживают руководитель ансамбля крымчакской песни «Кърымчахлар» Михаил Пиастро, а среди членов крымчакских семей есть педагоги, медицинские работники, журналисты, писатели, поэты… Все они выразили желание работать в этом центре. Так, что с профессиональными кадрами, я думаю, у нас проблем не будет.

- Какие главные направления определили для себя создатели центра?

- Главная задача, которую мы ставим перед собой – это сохранение исторического наследия крымчаков. Мы хотим, чтобы дети из крымчакских семей знали свою историю, язык, на котором говорили их предки, обычаи, ремесла.

- Насколько мне известно, уже была попытка создание воскресной школы крымчаков в Симферополе, но она не получила продолжения.

- Это делали симферопольские крымчаки для детей, которые проживают в столице Крыма. Дело в том, что весьма проблематично возить детей на занятия в национальную школу за десятки километров из Феодосии, Евпатории, Керчи, Севастополя. Создавать же в каждом городе свою воскресную школу невозможно из – за нехватки специалистов. Крымчаков в Крыму на последней переписи насчитали чуть более двухсот человек. Идеальный вариант – это организация учебы детей в школе интернате, куда бы их можно было собрать со всего Крыма. Но у нас нет такого учебного заведения, да и школьные программы не способствуют изучению родного языка и истории. Поэтому мы предлагаем по программе воскресной, а точнее летней школы, проводить занятия с детьми летом на базе одного из детских санаториев. Там дети смогут не только изучать родной язык и историю своего народа, но и хорошо отдохнуть и поправить свое здоровье.

Лучшего места для подобного центра в Крыму, чем Евпатория не найти. В нашем городе сохранилась уникальная лечебная база в здравницах, а сами санатории, к сожалению, сегодня мало востребованы и работают два три месяца в году с полной нагрузкой. К этому стоит добавить и отношение городских властей к межнациональным проблемам. В Евпатории, благодаря заботам городского головы Андрея Даниленко успешно работает караимская община. Ведется реконструкция памятников архитектуры, рассказывающих о каждом народе, населявшем Крым, а летом впервые в истории Крыма работал ансамбль крымчакской песни, была открыта экспозиция, посвященная крымчакам в краеведческом музее. Идея создания этнокультурного центра была сразу же поддержана руководителями города. В настоящее время мы решаем организационные вопросы по легализации городской организации крымчаков «Кърымчахлар» и самого центра.

- А не приведет ли создание самостоятельной организации к расколу в республиканской общине крымчаков, руководители которой выступают от имени всего народа на различных форумах и даже делают политические заявления? Вы все время подчеркиваете «евпаторийские крымчаки», «симферопольские».

- Я попытаюсь объяснить свою позицию. В моей семье в детстве, когда рассказывали о каком – либо событии, обязательно подчеркивали место проживания того или иного крымчака. И фраза евпаторийские крымчаки, симферопольские, севастопольские несла определенную смысловую нагрузку. Возможно, что это был отголосок исторического соперничества между крымчаками. Евпаторийская же организация, как входила в состав республиканской, так и будет там работать, но этнокультурный центр создается в Евпатории, силами, прежде всего, городской общины. В то же время мы не откажемся от помощи и симферопольцев, и севастопольцев. А по поводу политических заявлений от имени народа – то я бы подобного не делал. Чаще всего то или иное заявление или позиция отражают точку зрения отдельных членов правления общины и не все с ним согласны.

- Расскажите, что будет собой представлять учебно-оздоровительный этнокультурный центр.

- Сейчас мы ведем переговоры о передаче спального корпуса одного из детских санаториев на баланс центра. Там смогут одновременно находиться до сорока детей школьного возраста летом и столько же взрослых в осенне-зимний период. На базе центра мы создаем студию звукозаписи, где будут на профессиональной аппаратуре записываться песни крымчаков, поговорки, художественные произведения в исполнении носителей языка. Эту работу в Крыму сейчас никто не ведет и может так случиться, что через несколько лет не останется никого, кто бы смог говорить на родном языке. К работе в студии будут привлекаться и школьники. Для ребят, это может послужить толчком к освоению профессии звукооператора, радиоинженера, журналиста. А наиболее способные, те, кто проявит интерес к научной деятельности, по окончанию школы, получат направление и рекомендацию общины для поступления в Симферопольский государственный университет на исторический и филологический факультеты. Это даст возможность подготовить специалистов по крымчакскому языку и истории народов Крыма.

В этнокультурном центре крымчаков с детьми будут также заниматься музыканты и хореографы из ансамбля крымчакской песни и народного танца. Будет работать и своя театральная студия. Кроме этого на базе центра и редакции журнала «Крымчаки», мы создадим литературное объединение, где профессиональные поэты, писатели и журналисты смогут помочь начинающим авторам. А в мастерских по изготовлению национальной одежды и сувениров школьники смогут изучить основы традиционных ремесел крымчаков. Девочек будут учить здесь приготовлению национальных крымчакских блюд, которыми всегда славился наш народ.

- А как будут распределять путевки в этот центр? Он создается только для крымчакских детей или там смогут отдыхать и учиться дети других национальностей?

- Путевки мы будем предлагать не только членам общины «Кърымчахлар», но и представителям других народов: караимам, крымским татарам, русским, украинцам… Тем, кто живет в Крыму и считает наш полуостров своей Родиной. Открыты двери в наш центр и для детей крымчаков, проживающих в России и дальнем зарубежье. Я бы хотел, чтобы крымчаки, волей судьбы оказавшиеся за пределами нашей Родины вспомнили о своей земле, о своем народе, привезли в Крым своих детей, внуков. Сделать это непросто, среди крымчаков нет богатых людей, но если бы нам удалось создать учебно-оздоровительный этнокультурный центр, то собрать своих земляков под одной крышей было бы значительно легче. Здесь же можно было бы вести и научную работу по истории крымчаков, создать свой народный музей.

В настоящее время мы начали собирать материалы для книги о советском периоде истории нашего народа и обратились ко всем крымчакам с просьбой собственноручно написать историю каждой крымчакской семьи. Эти материалы будут впоследствии обработаны профессиональными журналистами и литераторами и станут главами истинно народной книги. Кстати, уже поступили первые отклики на наше предложение из Израиля, Канады, России и Украины. По электронной почте нам пересылают не только фотографии, тексты песен, но и много материалов связанных с историей народа.

- Сможете ли в этом году открыть центр?

- Сейчас мы занимаемся оформлением документации для официального открытия этнокультурного центра в Евпатории и начали подготовку к записи первого в истории диска крымчакских песен, а также собираем материалы по истории евпаторийских крымчаков, которые опубликуем в скором времени на нашем сайте, а впоследствии выпустим отдельной книгой. А в полном объеме, я полагаю, этнокультурный центр крымчаков в Евпатории начнет работать летом будущего года.

Тех, кого заинтересовали наши предложения, связаться с общиной могут, написав письмо по адресу: [email protected]

Марк Агатов.